13 мая 2020 года в виртуальном пространстве состоялась конференция, на которой обсуждались проблемы в освещении событий и взаимные претензии со стороны журналистского сообщества России и Беларуси (материал о конференции можно прочитать здесь). В дискуссии принимали участие руководители союза журналистов Беларуси и России, главные редакторы ведущих изданий, специальные гости. Конференция прошла в режиме «Chatham House», когда обсуждение идет в закрытом режиме и цитирование выступающих ограничено. Участвовавший в этом мероприятии главный редактор радиостанции «Говорит Москва», сооснователь Клуба главных редакторов и экспертов «Друзья — Сябры» Владимир Мамонтов любезно предоставил нашему сайту тезисы своего выступления.
1. Что касается злополучного репортажа о жертвах коронавируса. Суверенные страны и народы могут делать осознанный выбор, касается ли это их государственного устройства или борьбе с пандемией — и так во всём. Конечно, они столкнутся с разной оценкой их деятельности, справедливости такого выбора. Как наблюдатель, как журналист, считаю, что в настоящем профессиональном подходе должны сочетаться любознательность, следование фактам; вполне допустимы тревога и волнение, поскольку речь идёт не о чужих нам людях, но надо исключать злорадство и попытки повернуть всё на службу сиюминутной политической выгоде. Скорее всего, призрачной. Но и лишение аккредитации — не метод, пусть им «цивилизованные страны» балуются.
2. В этом действительно зачастую обезумевшем, потерявшем ориентиры мире есть те, кто не осуждает, а очень переживает за белорусов и желает им здоровья и мудрости. Не думаю, что правы те, кто пытается, потирая руки, вполне суверенное право белорусов праздновать день Победы вопреки общемировой тенденции, без оглядки коронавирус и Москву, трактовать как шпильку русским. Принявшим для себя решение тяжёлое. Непростое. Но если речь идёт о жизнях людей — оно как минимум, возможное. А скорее всего гуманное и оправданное нашими обстоятельствами. Я думаю, все, кто сейчас ринется поздравлять храбрых белорусов с пиар-победой над трусоватой Россией, люди либо недалёкие — либо наши общие противники.
4. И ещё. Коллеги, мы не делегировали друг другу права выставлять оценки и менторским тоном заявлять: вот порядочные люди, вот нет, вот журналисты — а эти не в профессии. Мы должны понимать, что сохранение деловой и доброжелательной, дружеской, сябровской тональности в наши дни потребует от обеих сторон определённых, больших, чем прежде, усилий. Мы сейчас под явственным политическим прессом, который никогда нас не оставляет своим присутствием, но временами усиливает нажим. Моё мнение: тут не стоит сбиваться на ядерную терминологию худших образцов советской международной журналистики. Доставать из запасников клише и обороты, которым по гамбургскому счёту — а он не за горами — цена-то копейка. Возможно, даже и аплодисменты сорвёшь из директорской ложи. Но перспективу сузишь, если не закроешь. Лично я подобный лимит в своё время выбрал до дна, грешен, было, возвращаться не хочу.
5. В беседе с коллегами, я слышал и такую шутливую оценку (я, кстати, очень ценю эту возможность обсуждать даже сложные вопросы без чиновничьей «звериной серьёзности»): вы ж в России большие, толстокожие, имперские. А мы маленькие, мы жители Междуморья и очень ранимые. Я за всех не скажу, но лично я, несмотря на фамилию, не толстокожий. А вполне ранимый. И междуморьям разным цену знаю, сам был «междуморьем» в 90-е. Я предлагаю ранимым, тонким, мудрым, совестливым, вне зависимости от географии ценить в себе и других эти ценнейшие человеческие и профессиональные качества. И в конфликте толстокожих беречь себя, друзей, нажитое — и совместное будущее России и Беларуси. Если мы не друзья и соратники, то кто?