Этюд в серых тонах

Как известно, русофобия – это болезнь. А болезнь болезни не помеха. Так что русофобию в некоторых странах не остановит даже нынешняя пандемия.

Казалось бы, инстинкт самосохранения ясно говорит, что в эти дни нужно, просто необходимо максимально ограничить свои контакты и свою социальную активность. Есть повод посидеть дома – так  сидите!

Впрочем, тот же инстинкт самосохранения, если ничего другого не осталось, подсказывает, что нельзя также публично оскорблять чувства русского народа, в 1945 году освободившего вместе с другими европейцами еще и чешский народ от немецко-фашистского ига. Нельзя оскорблять — от слова «совсем»! Просто потому, что терпеливый и добрый русский народ может, наконец, обидеться, особенно в год 75-летия одержанной им Великой Победы, на такую черную неблагодарность. И кто же тогда придет спасать чехов и их территориальную целостность в случае чего?  Может быть, те же немцы?

Конечно, можно сказать, что в Мюнхене Чехословакию делил и резал, как лакомый пирог, Адольф Гитлер, а не сам немецкий народ. И красавицу Прагу минировали, чтобы камня на камне от нее не оставить, те же подчиненные Гитлера, хотя подчиняться им было уже некому… Можно, конечно, такое сказать, но это будет далеко не вся правда. И далеко не бесспорная ее часть.

А вот что бесспорно, так это то, что Прагу и тогдашнюю Чехословакию освободил советский солдат. А освободитель – тот же спаситель, и нельзя ему плевать в лицо, в спину или в его память. Потому что попадешь в себя.

Кто это сказал: «Если плюнешь в прошлое, оно выстрелит в тебя из пушки»? Весьма точно, образно, и сообразно случаю… Ведь у Маршала Конева, руководившего освобождением Праги,  в подчинении было много пушек и «катюш», так что держитесь, добра непомнящие! Да и сам Иван Степанович был природный артиллерист. Еще в мае 1916 года был призван в Русскую армию, там окончил «еще старую» пушкарскую учебку, а затем служил в бригаде тяжёлой артиллерии – значит, знал, как прицелиться, дослать снаряд и попасть в цель.

Правда, потом, уже в Гражданскую, он пошел в комиссары – понял, что слово порой бьет точнее и мощнее, чем гаубица. И сегодня с Маршаллом Коневым смогли справиться те, кого он 75 лет назад громил, но все же не добил, только потому, что, во-первых, у него нет реальных пушек. А, во-вторых, он ничего не может сказать им в ответ на клевету…

Впрочем, это лишь бронзовый Конев, а будь Маршал сегодня жив, да при всей своей армии, никто бы и слова пикнуть не посмел супротив. Кстати, о слове… Маршал Конев хотя и был из простых крестьян и слыл «солдатским маршалом», отличался очень красивой и правильно поставленной речью, так что однажды известная актриса МХАТа Ангелина Степанова даже подошла к нему и спросила: «Иван Степанович! Откуда вы родом? У вас такой красивый, правильный язык». Маршал ответил: «Моя родина там, где не было крепостного права и не ступала нога завоевателей. Мы сохранили свободу языка славян, которые жили под Великим Устюгом».

А какую «свободу» сохранили братья славяне-чехи, долгие столетия находившиеся под крепостным правом, многократно встречавшие различных завоевателей и получившие свободу из рук тех, чьи памятники они сегодня низвергают? Ценят ли они настоящую свободу? И не путают ли с вольницей для вандалов и невежд?

Итак, в столице Чехии, несмотря на недовольство нынешней Москвы, несмотря на местный карантин и пандемию городские власти все же демонтирован на днях памятник маршалу Коневу, под командованием которого советские войска, только что взявшие Берлин, совершили в 1945-м году стремительный марш-бросок и освободили Прагу – последней из всех оккупированных европейских столиц.  В этом решении Сталина – уже после того, как одержана была Победа и подписана немцами капитуляция, вести тяжелый бой с гитлеровцами-смертниками, окопавшимися в древнем чешском городе, – сыграло ключевую роль то обстоятельство, что чехи – славяне.

Надеюсь, именно по этой же причине – потому что чехи славяне – пражские власти и дожидались карантина, запрета «больше двух не собираться» и всего прочего, что позволило им расправиться с русским Маршалом. Они получили на это разрешение от всех западных демократий, от всех либералов и либертарианцев, и даже от короновируса, но только не от простых чехов и не от чешского президента.

Действия местных властей раскритиковал президент Чехии Милош Земан. Он посчитал «неоправданным с моральной точки зрения» подобное мероприятие, проведенное в условиях объявленного в стране карантина. Однако в администрации Праги-6 (микрорайона, где стоял памятник) официально ответили своему президенту, что «демонтаж памятника был запланирован задолго до возникновения пандемии коронавируса» и, стало быть, с ним согласован!

Монумент, располагавшийся на территории района «Прага-6», в прошедшую пятницу сняли с постамента с помощью тривиального подъемного крана… По сообщению представителя городской администрации, статуя полководца будет выставлена в качестве экспоната в запланированном «Музее памяти XX века». Музея еще нет, а экспонат уже имеется. «Конев свергнут, но Конев будет стоять — только теперь в музее. В результате сыграны последние ноты в этом этюде», — прокомментировал случившееся глава районной администрации Ондржей Коларж. Его слова приводит телерадиокомпания «Немецкая волна» — а какая же еще?!

Слышит ли себя пан Коларж? Этюдом, как известно, называется подготовительный набросок для будущего произведения. Или в музыке — «инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-то трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя».  То, что Коларж лишь чей-то исполнитель, в этом нет никаких сомнений. Как и в том, что для него и его муниципальных подельников использованный «прием» оказался столь труден, что они испугались публики и подобрали самый малолюдный момент. А с другой стороны, нужно же им где-то «совершенствоваться» в современном вандализме!

Так или иначе, но этюд получился. Этюд в серых, очень серых тонах!

Вадим Елфимов

ТЕЛЕСКОП