Все остается людям!

Это тот самый случай, когда я немедленно взялся за перо! Впрочем, что я говорю? Какое перо! А с другой стороны, какая разница, как и с помощью чего, гусиного пера или компьютерной клавиатуры, излагаешь ты свои мысли и чувства. Весь вопрос в том, что это за мысли и что за чувства? И можешь ли ты их доходчиво изложить…

И я начал стучать по «клаве»! Это единственное, что я могу сделать сейчас, когда умер журналист и политик – один из немногих в Европе, кого я считаю своим единомышленником. Ни в Италию не поедешь – нельзя, ни молчать – тоже нельзя! А нужно без остановки продолжать наше общее дело, пользуясь дворянским лозунгом «Делай, что должно, и будь, что будет!».

Казалось бы, странно говорить дворянским стилем о коммунисте, но что поделать, если и настоящие коммунисты (а среди них бывали дворяне), и самые настоящие столбовые, а не нынешние ряженые, всегда думали о народе, о простых людях, о процветании государства. И все они, и красные, и белые, для меня — служилые люди. И настоящие дворяне духа! Проще говоря, русские интеллигенты!

Джульетто Кьеза всегда был истинным русским интеллигентом, хоть и был итальянцем. Потому что интеллигенция в русском, а не европейском понимании всегда служила народу, то есть простым людям. И Джульетто тоже всегда служил людям. Может, поэтому его так тянуло к России? Может, поэтому он так прекрасно, с мягким генуэзским акцентом, и так свободно говорил на русском?

Как сейчас слышу его вкрадчивые интонации, таившие до времени силу его мысли.  Которая «взрывалась» в самый нужный и точный момент – когда силу убеждения уже невозможно было отвергнуть! Как сейчас чувствую пожатие его руки – в нем уже не было «пунктуации», а только дружеская открытость. Это был профессионал с чистым сердцем.

Как странно говорить о Джульетто «был»… Странно, и отныне неизбежно.

От нас ушел в далекой Италии очень близкий человек. Близкий всем нам, живущим, как он говорил, в Большой России и в Большой Европе. Ушел Джульетто Кьеза. Вот сухие строчки, которые разделили время нашего бытия, но не разделили наши мысли, наши сердца, наши дела…

«Известный итальянский журналист и общественный деятель Джульетто Кьеза скончался в возрасте 79 лет, заявил РИА Новости его друг, президент благотворительной ассоциации «Помогите нам спасти детей» (Aiutateci a Salvare i Bambini) Эннио Бордато. «У него была операция. Казалось, что он выздоровел, но начались осложнения», — сказал Бордато. Позднее он же уточнил, что, по сообщению супруги Кьезы — журналистки Фьямметты Кукурнии, — причиной его смерти стал инфаркт».

Со студенческой скамьи Джльетто в политике и гуще жизни, борется за справедливость. С 1967 до 1968 год вице-президент студенческого объединения итальянского языка (итал. Unione goliardica Italiana), затем руководитель Федерации молодых коммунистов Италии (итал. Federazione Giovanile Comunista Italiana). С 1970 по 1979 год — руководитель Генуэзского объединения Итальянской коммунистической партии (ИКП). С 1975 по 1979 год — лидер ИКП в провинциальном совете Генуи.

Затем, более 20 лет Кьеза проработал в Москве собственным корреспондентом итальянских газет l’Unita и La Stampa. В 2004 году он был избран депутатом Европарламента, работал заместителем председателя Комиссии по делам международной торговли, а также в ряде других парламентских комиссий. Был членом Делегации от парламентской комиссии ЕС-Россия, Делегации от парламентской комиссии ЕС-Казахстан, ЕС-Киргизия и ЕС-Узбекистан. В 2009 году он был выдвинут кандидатом на выборах в Европарламент в Латвии от партии «ЗаПЧЕЛ — За права человека в единой Латвии», но не был избран. В 2010 году основал в Италии общественно-политическое движение «Альтернатива»…

Что могут передать эти сухие строчки? Только пунктирную линию большой, насыщенной и честной жизни. Очень талантливый журналист, Джульетта с его популярностью и острым умом мог бы, конечно, стать богатым человеком. И не мотаться до старости по городам и весям всей Европы, сберегая нервы и не изнашивая сердце. Вместо суеты,  он мог бы почивать на лаврах, возлежать на своих деньгах и корчить из себя «мудреца», знающего в своем хрустальном дворце все ответы, как это делают очень многие «интеллигенты» в нынешней Европе.

Но в том-то и дело, что такая потребительская Европа, лишенная духа истинной свободы, у которой мысль заплыла жиром и опустилась ниже центра тяжести,  была ему эстетически противна.

Он же был аристократом духа, вы помните! И потом, он был неплохим прогнозистом, и предвидел, чем это кончится… И потому вместо готовеньких и удобненьких ответов все время задавал неудобные вопросы.

А на этом у власть предержащих много не заработаешь – им же надо, чтобы у них все было гладко. И чтобы их не забывали оглаживать.

Памятный автограф от классика

Можно было глянуть в колючий взгляд Кьезы, чтобы понять: такого от него никогда не дождешься! Этот маленький, невысокий человек был на голову выше почти всех европейских политиканов, так зачем же ему было опускаться до их уровня? Тем более, приседать!

Да и не о своем уровне, не о своей «локации» в истории  и политике думал он. Его заботило лишь одно – его собственное отзывчивое сердце, которое не давало покоя мозгу и заставляло в его мудрых извилинах искать путь, как помочь униженным и оскорбленным? Но трудно помочь тем, кто не понимает, что он оскорблен и унижен – в этом проблема нашего времени.

Если для меня и существует прообраз будущего европейца, то это – Джульетто Кьеза. Для его проникающей мысли и для его неисчерпаемой доброты не было преград от Генуи и аж до Владивостока.

И поэтому я не сомневаюсь, Господь Бог его, коммуниста, обязательно взял к себе в рай.

Нам же на Земле остается лишь одно – продолжить то, что делал замечательный человек Джульетто Кьеза.

…Прости, друг, если я написал о тебе несколько сумбурно, но этот тот самый случай, когда я просто не мог думать о пунктуации.

Ведь нам, твоим соратникам и единомышленника,  останавливаться точно не следует! Как и ты, мы ведь думаем о людях.

Вадим Елфимов

ТЕЛЕСКОП