Каунасский окружной суд вынес жителю Вильнюса приговор по обвинению в «публичном отрицании преступлений СССР против Литвы»: мужчине ограничили свободу сроком на 10 месяцев. Такое наказание он получил за публикацию статьи о трагедии 13 января 1991 года возле Вильнюсской телебашни. Случай можно назвать беспрецедентным, ведь раньше сторонники альтернативной версии событий отделывались штрафами. Теперь литовское «кривосудие» применяет по отношению к ним более суровые меры.
Отрицание «преступлений СССР в отношении Литовской Республики и ее жителей» обнаружилось в текстовых публикациях, которые житель Вильнюса с инициалами Г. Ш. размещал на своем сайте. Принижать достоинство своих соотечественников он якобы начал еще в 2013 году: искажал исторические факты и очернял деятельность антисоветского подполья после окончания Второй мировой войны.
Еще одним «доказательством» вины подсудимого стала статья, посвященная событиям 13 января 1991 года возле Вильнюсской телебашни.
Г. Ш. поставил под сомнение официальную литовскую версию, которая всю вину за произошедшее возлагает на советских военнослужащих.
Тем самым он, по версии литовского суда, грубо оскорбил память борцов за независимость прибалтийской республики, причем сделал это сознательно. Судейская коллегия пришла к выводу, что это «преступление» вполне тянет на лишение свободы.
В 2018 году суд первой инстанции мужчину оправдал, но государственный обвинитель обжаловал приговор и все-таки добился своего.
Г. Ш. ограничили свободу сроком на 10 месяцев. Что это значит — тюремное заключение или «домашний арест» в ночное время суток — Генеральная прокуратура не уточняет.
Скорее всего, речь идет о необходимости находиться дома в ночное время суток (с 22:00). А днем осужденный вынужден будет безвозмездно отработать 40 часов в учреждениях здравоохранения, опеки и патронажа или в неправительственных организациях. Все «неправильные» публикации с его сайта, само собой, должны быть удалены.
Отрицание «советской оккупации» было криминализировано в Литве в 2010 году. Тогда в Уголовном кодексе республики появился второй раздел статьи 170 — «Публичное одобрение международных преступлений, преступлений СССР или нацистской Германии перед Литовской Республикой или ее жителями, их отрицание или грубое умаление».
Советский Союз, как ни странно, стоит на первом месте.
На практике существование иерархии «преступных режимов» подтверждает тот факт, что за отрицание преступлений нацизма в Литве никого не судят, а за отрицание «преступлений СССР» уже есть несколько приговоров.
Впрочем, случай гражданина Г. Ш. все равно можно назвать беспрецедентным. Впервые человеку ограничивают свободу за отстаивание альтернативной версии событий 13 января 1991 года.
Первой жертвой статьи 170 (2) в прибалтийской республике стал оппозиционный политик Альгирдас Палецкис. Как и в случае с осужденным жителем Вильнюса, суд первой инстанции его оправдал.
Повторное рассмотрение дела закончилось для бывшего вице-мэра Вильнюса штрафом в размере 10 400 литов. Наказание грозило также двум свидетелям, выступившим в защиту Палецкиса — Дангуоле Раугалене и Яунутису Лякасу, которые были 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни и видели побоище своими глазами. В их случае досудебное расследование было начато по обвинению в клеветнических показаниях, а не в отрицании «оккупации».
В 2018 году судьбу Палецкиса повторил блогер Симонас Загурскас. «13 января 1991 года в Вильнюсе многих людей застрелили местные снайперы — бывшие спецназовцы, — писал он. — Некоторые из них уже считаются преступниками. Известны их фамилии. Среди них были Ромас Чепонис и Римас Грайнис».
В этих словах суд обнаружил «признаки унижения Литовской Республики», «стремление унизить конституционный строй Литвы» и разжигание ненависти в отношении государственных структур. Итог — денежный штраф.
170-ю статью «шили» на тот момент депутату Клайпедского горсовета, лидеру местного отделения Союза русских Литвы Вячеславу Титову, который усомнился в героизме главаря «лесных братьев» Раманаускаса-Ванагаса. Прокуратура требовала лишить политика свободы, но он тоже отделался штрафом.
Самое серьезное наказание в контексте событий у Вильнюсской телебашни понес историк Валерий Иванов. Хотя его судили по политической статье, которая действовала еще с советских времен.
Были ли в Литве люди, которым ограничивали свободу именно за отрицание «преступлений СССР»? Год и 2 месяца по статье 170 (2) получил общественный деятель Юрий Субботин. Основанием для этого послужил его комментарий в интернете: «Спасибо Сталину, Снечкусу (лидер Коммунистической партии Литвы в 1940–1974 годах — прим. ред.) и советской власти. Кому не нравится быть вместе с Россией — вон из Литвы, чемодан, вокзал, Америка».
Впрочем, сам Субботин отрицал авторство этого поста. При повторном рассмотрении дела сомнения возникли и у Вильнюсского суда, который в итоге оправдал мужчину.
В любом случае, Субботина судили за благодарность Сталину — о трагических событиях у Вильнюсской телебашни он не упоминал. В отличие от гражданина Г. Ш.
Очевидно, поводом для вынесения ему обвинительного приговора стала публикация, посвященная трагедии 13 января. Пресс-служба генеральной прокуратуры Литвы упоминает, что в суде первой инстанции мужчина проходил по статьям 170 и 170 (2). В итоге кассационная жалоба прокурора была удовлетворена частично — Г. Ш. был признан виновным за отрицание «преступлений СССР». В списке этих «преступлений» одним из самых страшных считается массовой убийство 13 января 1991 года, в то время как нападки на «лесных братьев» больше соответствуют статье 170 — «Разжигание розни».
«Лесные братья», как известно, считаются достойнейшими представителями литовской нации, поэтому их оскорбление приравнивается к оскорблению всего народа.
На этом же основании Вильнюс в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) доказывал, что борьба советской власти с антисоветским подпольем — это геноцид населения Литвы. Но гражданина Г. Ш. за «разжигание розни» наказывать не стали — оставили только отрицание «советской оккупации».
Людей в Литве и раньше судили по статье 170 (2). Они, как правило, отделывались штрафом. Исключением из этого правила стал Субботин, приговоренный к ограничению свободы за благодарность Сталину.
То есть никогда раньше литовский гражданин не получал подобное наказание за оспаривание официальной версии событий 13 января 1991 года возле Вильнюсской телебашни.
Теперь в копилке прибалтийского «кривосудия» есть и такой прецедент. Рано или поздно это должно было произойти. Остается только ждать, когда за отрицание «советской оккупации» кому-то из литовцев дадут максимальную меру наказания — два года тюрьмы.