Неприятный спутник человечества

Не опускать руки, не поддаваться психозу и быть солидарными — вот, по сути, программа, которую предложил Александр Лукашенко в борьбе с накрывшей планету пандемией коронавируса. И если оглянуться в прошлое, то она вполне проистекает из большого опыта противостояния человека разного рода инфекционным заболеваниям… 

«Как от проказницы Зимы, запремся также от Чумы!» — эти пушкинские строки вполне могут служить слоганом современной ситуации в мире. С той лишь разницей, что на место чумы заступил загадочный COVID‑19. Но уже очевидно, что последствия его будут не менее значительны для человеческой цивилизации, чем от печально знаменитой «черной смерти».

Именно с той масштабной эпидемией бубонной чумы XIV века чаще всего сравнивают нашествие коронавируса. Да еще с «испанкой» — гриппозной пандемией конца Первой мировой войны. Хотя, наверное, самой истребительной для человечества оказалась куда менее известная эпидемия, разразившаяся в VI веке, — Юстинианова чума. Болезнь свирепствовала почти столетие и унесла свыше 100 миллионов жизней. Впрочем, количество жертв в период Средневековья — предмет бесконечных споров. Не было тогда ни налаженной системы здравоохранения, ни статистических служб.

И все же общего во вспыхнувших пандемиях действительно немало. Что любопытно, все они сопровождались многочисленными попутными бедствиями. Например, изменением климата. Та же Юстинианова чума совпала с самым резким похолоданием за многие сотни лет. «Черной смерти» предшествовало наступление Малого ледникового периода, когда снег стал выпадать даже в солнечном Средиземноморье. Затем разразился Великий голод — прямое следствие аномальных осадков. Возможно, именно погодные катаклизмы и привели к массовой миграции черных крыс, разносчиков чумы, с Востока на Запад. Между прочим, произошло это без всякого влияния человека. Не было тогда ни парникового эффекта, ни крупной промышленности, ни интенсивного автомобильного трафика…

Ну и куда же без паники, фейков и прочих прелестей информационной войны. Да‑да, все это появилось отнюдь не с изобретением интернета. Наши предки успешно справлялись и другими подручными средствами.

Эпидемия чумы в Полоцке в 1092 году привела к настоящей пропагандистской атаке со стороны киевских летописцев. Причину болезни видели в бесах, которые якобы разгуливали по городу. Это вполне вписывалось в мистический образ полоцкого князя Всеслава Чародея. Но мало соответствовало историческим реалиям, тем более что эпидемия пришла по пути «из варяг в греки» как раз из самого Киева. Кстати, в той истории была и экономическая составляющая. На полоцких землях чума началась с Друцка — крупнейшего невольничьего рынка Восточной Европы. Туда стекались тысячи людей, естественно, без всякого санэпиднадзора и карантина.

«Черная смерть» породила не меньшую по масштабам эпидемию паники, вполне понятную в тех условиях. В Европе во всем начали обвинять генуэзцев. Именно они были тогда наиболее успешными торговцами со странами Востока. И как раз на кораблях торговцев из этой итальянской республики инфекцию перевозили вместе с крысами из города в город. Затем стали подозревать каждого чужака или человека, хоть как‑нибудь отличавшегося от остальных: евреев, иноверцев, людей слишком толстых или, наоборот, тощих, калек… Слухи множились с невероятной быстротой. Не дай бог было где‑то засветиться с коробочкой мази или порошка: считалось, что именно таким образом разносят инфекцию. Начались процессы над «заразителями», их вешали, сжигали. Мы, люди, всегда в общем‑то одинаково реагируем на возникающие опасности для нашей жизни. Что в VI веке, что в XIV, что в XXI.

Сейчас на слуху взаимные обвинения разных стран в том, кто же является первоисточником болезни. Вспомним хотя бы навязчивую привычку Трампа называть COVID‑19 «китайским вирусом».

Кстати, само название «испанка» — такой же надуманный штамп, не имеющий ничего общего с реальностью. Болезнь начала распространяться вовсе не с Пиренейского полуострова. Зато испанские газеты одними из первых стали писать о новой заразе, новость подхватили американские репортеры — и пошла писать контора!

Эпидемии имеют и куда более отдаленные цивилизационные последствия. Юстинианова чума стала одним из символов конца античного мира и наступления долгой эры «темных веков» — мрачного периода раннего Средневековья, когда Европа, казалось, сама себя опрокинула в эпоху варварства. Без «черной смерти» не было бы такого расцвета Возрождения и, скорее всего, не случилась бы Реформация. Бессилие католической церкви перед чумой подрывало доверие к этому фундаментальному институту Средневековья.

Пока сложно описать долгосрочные последствия COVID‑19. Но они, безусловно, будут. Экономический спад, отмена чемпионатов и фестивалей, крах туристического бизнеса, отмена выборов в некоторых странах — только первые горькие всходы. Цивилизация переживает новый поворотный момент своего развития. Однополярный мир сменяется многополярным, индустриальное сердце человечества перемещается в Восточную Азию, эволюционируют хозяйственные уклады… Но люди всегда остаются людьми. И любая эпидемия в нашей истории сменялась эпохой усиленного развития. Как правило, победа над болезнью порождала невероятную волну жизнелюбия и оптимизма, что отражалось и в произведениях искусства. Кстати, многие европейские карнавалы содержат эпизоды, уходящие корнями как раз к периоду постчумной эйфории. Вспомним хотя бы знаменитую венецианскую маску «чумного доктора». Вот и сейчас планету захлестнула волна онлайн‑концертов, спектаклей, выставок. В странах, где введен тотальный карантин, полицейские устраивают концерты во дворах, по вечерам проводятся хоровые спевки «на удаленке». Новое испытание заставляет нас вспомнить о человечности, которая часто затирается в череде серых монотонных будней. Ведь мы такие слабые по своей биологической сущности, но такие сильные духом…

СБ