5 типичных заблуждений о Германии

Современные представления о Германии зачастую основаны на стереотипах, которые давно устарели. Общественный транспорт в ФРГ ходит с задержками, а немцы не только создают и продают технологии, но и перенимают их у китайцев и русских. Аналитический портал RuBaltic.Ru собрал 5 типичных заблуждений о Германии.

1. Немецкая пунктуальность

Выражение «немецкая точность» давно служит символом четкого следования распорядку и времени. Перед глазами встает образ педантичного немецкого гражданина, приходящего на встречу, даже на не самую важную, минута в минуту, а то и заранее.

Кошмар любого соискателя в Германии — прийти на собеседование с опозданием, пусть и небольшим. Снисхождения не стоит ожидать даже кандидатам с выдающейся квалификацией. Досадное опоздание будет первой и последней страницей в истории отношений с потенциальным работодателем.

Однако жизнь постепенно вносит свои коррективы и в эту традиционную немецкую добродетель.

Согласно последним исследованиям, по меньшей мере 10% сотрудников немецких компаний опаздывают на работу.

Причины в основном житейские. Для крупных городов, особенно Берлина, с недавних пор особенно актуальна проблема с автомобильными пробками. Общественный транспорт не всегда спасает ситуацию. Городские электрички и метро также могут опоздать, автобусы стоят в пробках, как и другой автотранспорт.

Жизнь немецкого общества усложняется, и быть пунктуальным становится тяжелее. Проблема опозданий делается предметом судебных разбирательств, в которых редко проявляют снисхождение к тем, кто обращается со своим временем слишком вольно. И все же в наши дни шансы заслужить прощение при опоздании выше, чем еще пару десятилетий назад.

2. «Прусский» дух

Классическая русская литература часто противопоставляла образы «классических» немцев и русских. На фоне стереотипных «обломовых» условные «штольцы» выделялись целым набором качеств, определявших человека упорного, целеустремленного и организованного. Деловитые немцы ставились в пример созерцательным жителям России.

Истоки немецкой «пассионарности» искали в канонах протестантизма, последствиях Тридцатилетней войны, военизированном государственном устройстве Пруссии, вокруг которой Германия впервые обрела единство. Так или иначе, немецкая история за несколько столетий сформировала определенный тип личности или набор стереотипов о ней, который утвердился в массовом сознании.

После Второй мировой войны немцы, особенно западные, стали относиться к своему прошлому настороженно-критично. «Прусский» дух и его добродетели расценивались едва ли не как предтеча нацизма.

Да и новые времена без войн и социальных потрясений располагали к сравнительно легкому отношению к жизни.

Сегодняшний стереотипный немец скорее не инженер или ученый, а волонтер-экозащитник или артист современного искусства. Ну а труженики прикладных специальностей ориентируются скорее на американский дух предпринимательства, чем на немецкие образцы.

3. Германия — страна высоких технологий

Список созданного «сумрачным германским гением» поистине бесконечен. Слоган Made in Germany считается показателем высокого качества продукции. Неважно, о чем идет речь: об автомобилях, бытовой технике или авторучках.

Производства с высокоточным оборудованием работают в Германии и сегодня, и немецкое качество считается мировым брендом. Однако по целому ряду современных технологий немецкие достижения пока отстают от конкурентов из других стран. Это относится, в частности, к цифровым технологиям и IT.

Строительство в Германии сетей 5G немецкое правительство планирует при поддержке китайской компании Huawei. В рамках инициативы GRID (Германо-Российская инициатива по цифровизации экономики) российские и немецкие специалисты работают на равных условиях.

Увлекаясь собственным технологическим лидерством, Германия немного задержалась на поворотах прогресса и не везде смогла увидеть потенциал новых направлений его развития. Где-то срабатывает и ловушка менталитета.

Развитие цифровых технологий в ФРГ тормозят опасения немецких экспертов о сохранности персональных данных. Здесь немецкий подход зачастую более критичен, кем российский или американский.

4. Могучая германская армия

Армия, которая обладает государством — так когда-то называли Пруссию. «Германской военщиной» пугали впечатлительных обывателей. Страхи были вполне обоснованными. Объединившаяся «мечом и кровью» Германия уделяла армии достаточно внимания, чтобы превратить ее в сильнейшую военную организацию на континенте. Две мировые войны заставили познакомиться с боевыми возможностями немецкой армии большинство европейских государств.

Послевоенная Германия, как Западная, так и Восточная, оставалась высокомилитаризованным обществом. К середине 1980-х годов численность Бундесвера ФРГ достигла почти полумиллиона человек (около половины современной армии России), а военная служба была обязательной. Армии по обе стороны Берлинской стены были готовы в любой момент вступить в бой с противником из НАТО или ОВД.

Современный Бундесвер — боль и печаль ФРГ. Несмотря на хорошее финансирование, немецкие солдаты жалуются на недостаток самого необходимого обмундирования.

Боевая техника годами ждет ремонта. Подводный флот не способен выполнять свои задачи. Немецкая армия активно участвует в международных военных миссиях, но открытым боевым столкновениям предпочитает выполнение логистических и гуманитарных задач.

Отставка непопулярного министра обороны Урсулы фон дер Ляйен вызвала в немецкой армии ликование. Однако назначение на должность бесцветной Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которая, скорее всего, покинет ее после новых парламентских выборов, дало понять, что настоящей реформы Бундесвера придется подождать.

5. Единая Германия

То, что Германия является федеративным государством, известно всем. Достаточно очевидно, что Бавария сильно отличается от столичного Берлина, а города в долине Рейна мало походят на те, которые раскинулись на побережье Балтийского моря. Тем не менее для обывателя эта внутренняя непохожесть Германии интересна прежде всего как историко-культурный, а не политический феномен.

Реальный уровень самостоятельности германских земель редко когда адекватно осознавался за пределами кругов экспертов и специалистов.

Полномочия же канцлера инерционно воспринимаются как соответствующие едва ли не кайзеровским временам, тогда как после 1945 года призрак сверхцентрализованного государства и воля держав-победительниц переформировали баланс сдержек и противовесов немецкой политической системы. Хотя канцлер и является основным действующим лицом власти в Германии, он ограничен в своих возможностях как Бундестагом, так и землями.

Значительная самостоятельность федеральных земель ФРГ в экономике активизировала их сотрудничество с Россией после установления санкционного режима.

За последние годы в Москву и Санкт-Петербург приезжали лидеры Мекленбурга — Передней Померании, Саксонии и Баварии. С руководством этих земель удалось наладить хорошие рабочие контакты.

Впрочем, говорить о полноценной собственной внешней политике у федеральных земель ФРГ было бы слишком смелым допущением.

RuBaltic