На днях белорусское медиапространство пополнилось неоднозначным материалом о сообществах в Вконтакте, тематика которых так или иначе связана с белорусской историей. Громкий (чуть ли не сенсационный) заголовок и пресыщенный ярлыками лид – с первых строк заметна претензия на расследовательской проект, по масштабам и значимости не уступающий Уотергейту. И все бы хорошо, да только с напыщенных фраз очень скоро сходит поддельная позолота, оголяя за истеричным тоном полное отсутствие фактажа. Рассчитывая на вау-эффект, автор выдал нечто похожее на звук резко сдувшегося шарика, посмешив не то что пропагандистскую тусовку из «диких пабликов», но и простую, неангажированную аудиторию, способную критически подходить к читаемому тексту.
Переходить на личности – неблагодарная роль, но случай наш особенный. Согласитесь, не дело респектабельному колумнисту прогрессивного издания с говорящим названием «KyKy» искать в соцсетях «снимальщика порчи». А вот Ирина Михно – собственно автор материала, активный борец с Русским миром, православием и гомофобией – считает иначе. Полюбуйтесь.
Казалось бы, наличие гражданской позиции у столь юной особы, только выпорхнувшей из стен факультета журналистики БГУ, весьма похвально (как-никак заведение с таким статусом играет свою положительную роль в формировании личности). Но твердая позиция журналиста Ирины, защищаемая от посягательств извне с такой агрессией, обусловлена не столько пониманием исторических перипетий и идеологических подоплек, умением отличать факты от мнений (а ведь этому по сути и учат на журфаке), сколько донкихотским желанием сразиться с ветряными мельницами априори несправедливой Системы. Предвкушающий разоблачения читатель (грязное белье пособников Кремля! коррупция! ОПГ! криминал!) впадает в фрустрацию, получая выводы-трюизмы вроде «они говорят, что Россия выгодна для Беларуси», «они приводят факты о том, что Костюшко поляк», «а еще они за 9 мая и против Гитлера…». Вот какие ужасные пропагандисты, эти админы пабликов об истории Беларуси. Это ли не срыв покровов?! Шах и мат! Введение наше несколько затянулось, пора уже внести ясности в обзор. Давайте пройдемся по тезисам, высказанным автором (или авторКой?) рассматриваемой публикации. Во всех цитатах мы сохранили орфографию и пунктуацию.
«Паблики, которым русофобия кажется латентным нацизмом…»
Избавимся от эвфемизации и назовем вещи своими именами. Слова «кажется» и «латентный» не вполне корректно употреблять в таких формулировках: русофобия как раз и является формой проявления нацизма. Вряд ли редакция «KyKy» рискнет поспорить с утверждением, что антисемит – это латентный нацист. Зато представить русофобствующего «змагара» вполне себе невинным созданием, избавляющимся от пережитков советской эпохи, спешит при каждом удобном случае. На наш взгляд, проявление ненависти к определенному народу у любого адекватно мыслящего человека как минимум должно вызывать подозрение, неприятие, отторжение. Иначе придется соглашаться и с тем, что Гитлер и компания не были русофобами, что в их планы не входило уничтожение России, что они не говорили о русских как о неполноценном народе.
«Русский человек привык за сотни лет к бедности, голоду и непритязательности. Его желудок растяжим, поэтому [не допускать] никакой поддельной жалости…», – гласит одна из заповедей нациста Герберта Бакке, автора «плана голода» (Der Hungerplan). Уморить миллионы советских граждан голодом, чтобы обеспечить Германию продовольствием – это ли не русофобия?
Чего же тогда стоят высказывания Вильгельма Кейтеля, что на советской территории «человеческая жизнь часто ничего не стоит», что «устрашающие действия могут быть достигнуты путем необычайной жестокости, как искупление за жизнь немецких солдат» (напомним, за одного убитого немца Кейтель предлагал казнить от 50 до 100 «коммунистов», включая женщин и детей)?
Кто осмелится утверждать, что русофобом не был рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер? Вот красноречивый фрагмент одной из его «Познаньских речей»:
«Меня ни в малейшей степени не интересует судьба русского или чеха. […] Живут ли другие народы в благоденствии или они издыхают от голода, интересует меня лишь постольку, поскольку они нужны как рабы для нашей культуры, в ином смысле это меня не интересует. Погибнут или нет от изнурения при создании противотанкового рва 10000 русских баб, интересует меня лишь в том отношении, готов ли для Германии противотанковый ров… Если кто-нибудь придёт и скажет мне: “Я не могу сделать противотанковый ров с помощью женщин и детей, это бесчеловечно, это их погубит”, – то я отвечу ему: “Вы убийца людей вашей крови, так как, если этот ров не будет закончен, то германские солдаты погибнут, а они – сыновья германских матерей”».
Прочувствуйте риторику в духе «разделяй и властвуй» того же Гиммлера: «Мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединять народы восточных областей, а наоборот, дробить их на возможно мелкие ветви и группы». Ничего не напоминает?
Если кому-то кажется, что между XX веком и современностью десятки лет пролегают пропастью, давайте рассмотрим свеженькие инфоповоды, на которые высказывалась редакция «KyKy». Например, случай вандализма над памятником А.С. Пушкину в Минске. Реакция автора новости на облитого краской поэта была весьма странной. Логика такова: подумаешь, памятник очистили (если не присматриваться – как новенький!) от краски меньше чем за сутки; да и вообще, какое отношение Пушкин имеет к Беларуси; за что так жестоко наказывать парня, активиста «Молодого фронта», выпускника юридического факультета БГУ. Особый аргумент – фото Филиппа Шаврова, автора и исполнителя идеи с краской, возле памятной доски в честь провозглашения независимости БНР. Да, это меняет дело: получается, Филипп испортил памятник Пушкину в порыве глубоких патриотичных чувств. Только по каким-то причинам авторы «KyKy» настолько ослепли от квасного патриотизма, что никак не прокомментировали «иконостас» из пособников гитлеровских оккупантов возле вышеупомянутой доски – Адама Станкевича, Антона Сокол-Кутыловского, Василия Захарки, Ларисы Гениюш. Да уж, есть чем гордиться.
В довесок к теме русофобии и нацизма приведем цитаты из обзора запрещенного к показу фильма «Кролик Джоджо» еще одного успешного колумниста «KyKy» Алисы Альты:
«Казалось бы, что может быть хуже Третьего рейха? Это, конечно, абсолютное зло; однако мы часто думаем о нацистской Германии как о монолитном кровожадном обществе. И впадаем в грех обобщения».
Поняли? С Гитлером, да и с нацизмом в целом все не так однозначно. Автор не видит в оксюмороне «добрый нацист» алогизма. Журналист дискредитирует подвиг советского народа, заявляя следующее: «Здесь самое опасное – перестать слушать противника с уважением, навесить на него все грехи мира и перейти ту грань, за которой он уже перестанет быть человеком. Но ведь это – главная цель военной пропаганды: заставить вас поверить, что человек по ту сторону баррикад – и не человек вовсе. После этого с ним можно делать все, что угодно».
То есть нацисты шли на Советский Союз с целью истребить большую часть населения и сделать оставшихся людей фактически своими рабами (простите, не удержались от упоминания реплик Гиммлера о том, что для своей будущей миссии детям в школе достаточно выучить «знаки дорожного движения, чтобы не попадать под машину», счет до 25 и начертание своего имени – большего не нужно), а советский народ должен был сложить оружие и постараться увидеть в нацистах высокоморальных людей. Конечно, Ирина Михно пока не решилась на настолько смелые высказывания, но робкие попытки имплицитно реабилитировать нацизм уже считываются в ее текстах.
«Админы любят “развенчивать мифы” о насилии со стороны красной армии»
И что здесь плохого? Почему развенчивать мифы о нашей армии – это плохо? Если создатели таких пабликов отвечают на дискредитирующую заслуги солдат РККА пропагандистскую клевету конкретными фактами из авторитетных источников, то работа этих людей, на наш взгляд, заслуживает уважения. Интересно, почему Михно не употребляет прописные буквы при написании названия Красной Армии? Это своеобразная попытка унизить тех, кто восхищается военными успехами солдат РККА, или же автор просто не в курсе, как пишутся имена собственные?
Дальше под раздачу попадает Сталин. Бесспорно, Иосиф Джугашвили является противоречивой исторической фигурой. Неприятие его режима – вполне нормальное явление. Однако редакция «KyKy» почему-то всегда сводит нелюбовь к сталинизму к реабилитации коллаборационизма, к призывам сделать 9 мая «Днем памяти и примирения» (интересно, кого с кем?). Почему нельзя негативно оценивать Сталина, и при этом признавать подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне? Ведь необязательно же быть фанатом политики Александра I, чтобы чтить память героев 1812 года.
«Периодически в ленте появляются посты с фотографиями о том… какой Купала был сталинист, насколько полезны для Беларуси взаимоотношения с Россией»
За стихами Янки Купалы о том, как «со Сталиным вольно живется на свете» далеко ходить не нужно – все есть в открытом доступе в Библиотеке «Огонька». Газетные заметки Народного поэта БССР с проклятиями «изменникам Родины» и панегириками «отцу Сталину» и «сыну великого советского края Ежову», увы, не вычеркнуть из медиадискурса тех лет…
Заодно хотелось бы ответить подборкой документов с риторикой Якуба Коласа на следующий перл: «Еще есть рубрика “О чем не расскажут на уроках беларуской литературы” [прим.: вообще-то в оригинале написано «белорусской литературы» – цитаты неприкосновенны, игры с языком уместны лишь в том случае, если автор забыл правила русской орфографии]. Там постят стихи Коласа и Купалы про Сталина и Москву, и утверждают, что эти беларусы совсем не подходят под определение “змагароў з Масквой”». А что вы скажете насчет этих публикаций? Их не было?
Что касается пользы от взаимоотношений России и Беларуси, то логика автора тоже не совсем ясна: тезис никак не поддерживается аргументами, поэтому нам трудно судить, что именно хотела сказать этим Ирина Михно. Наверное, мотиватором послужило желание опровергнуть факты, что на Россию приходится 41,2% экспорта белорусских товаров или что от России во многом зависит экспорт нашей продукции в Европу. Но автор не обосновывает свою позицию, поэтому понять, чем Беларуси не выгодны отношения с Россией, из данного текста невозможно.
Вернемся к Сталину. Журналист продолжает настаивать, что любовь к вождю народов была лишь плодом пропаганды, что в действительности все аргументы (документальные источники вроде фотографий, газетных вырезок) таких пабликов – ложь и клевета:
«Админы обожают архивные фото, например, как минчане несут цветы к памятнику Сталина после смерти Сталина. Чаще выдержек из газет прошлого века тут в ход идут посты о том, как хорошо было в СССР. Например, админы запостили инфографику, где якобы большинство жителей постсоветского пространства отметили, что жизнь до 1991-го была лучше»
Ну и где здесь ложь? Вроде Михно сама дает ссылку на фотографию утопающего в цветах монумента Сталину в 1953 году. Ну а вот белорусские писатели Михась Лыньков и Кондрат Крапива возлагают венки к памятнику вождю. Так что же хотел сказать автор? Что админы пабликов вруны и фальсификаторы, или же что фото не подлинные, а чистой воды фотошоп? Непонятно. Ну а что касается ностальгии по советскому прошлому, то ее тоже сложно отрицать – достаточно бегло просмотреть материалы центров социологических исследований.
«И рассуждения, которые опираются на сомнительные исторические сводки, о том, почему глупо разделять на отдельные нации беларусов, украинцев и россиян: все они – народ русский»
Плюнуть в сторону академиков Евфимия Карского, Алексея Шахматова, Бориса Ляпунова, профессора Александра Потебни, писателя Федора Достоевского, а также классиков мировой филологии вроде Леонарда Блумфилда и Августа Шлейхера (на работы этих признанных научным сообществом исследователей ссылаются «админы диких пабликов») мог позволить себе человек, который никогда эти фамилии не слышал. «Сомнительные исторические сводки» приводили основатель белорусоведения Евфимий Карский (его фамилия встретится в абсолютно любом учебном пособии по истории Беларуси), один из зачинателей белорусской исторической науки Митрофан Довнар-Запольский, один из пионеров белорусской этнографии Евдоким Романов. Со слов журналиста выходит, что у истоков белорусоведения стояли крайне сомнительные ребята.
Кстати, опросы Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, г. Вильнюс) показывают, что более 2/3 белорусов считают русских, украинцев и белорусов тремя ветвями одного народа. НИСЭПИ — оппозиционная структура, так что завышенных данных от нее ожидать уж точно не стоит. К тому же, с этими «сомнительными» (на самом деле нет) утверждениями согласны не только столпы науки, не только сами белорусы, но и сама власть. Например, Президент Беларуси Александр Лукашенко называл себя русским человеком и неоднократно повторял формулу «Белорус – это русский со знаком качества».
«Админ активно пишет на своей странице посты о том, почему российская нефть лучше любой другой, а “впечатления от выступления Путина – самые положительные”. Вот так тут понимают независимость СМИ»
Пресуппозиция этого высказывания такова, что независимые массмедиа априори не пишут ничего положительного о России. Так ли это? На наш взгляд, под независимостью СМИ стоит понимать умение создавать объективные материалы (как минимум две точки зрения на реалию, рассматриваемую журналистом в своем тексте), критически подходить к информационным потокам и трижды проверять полученные данные в разных источниках. Россия не Мордор, следовательно, хоть какими-то положительными моментами она должна отличаться. Есть ли хоть одна публикация «KyKy» о России в позитивном ключе? Нет, мы проверяли. И это СМИ еще что-то пишет о независимости. Да еще запрещает критиковать редакционную политику других изданий, хотя само бессовестно грешит подобным.
«Откуда в Беларуси столько любви к России, а также кто и как нежно взращивает идеи интеграции среди беларусов»
В любви белорусов к России нет никакой проблемы. Проблемой может являться ненависть в отношении какого-либо народа или страны. Вот если бы жители Беларуси ненавидели россиян, поляков, евреев, украинцев, то можно было бы бить тревогу. А чем плоха дружба между народами? И вообще, искренние симпатии белорусов к России совершенно естественно оформились в конкретные интеграционные проекты. Белорусское государство проводит такую политику с начала 1990-х годов, когда Беларусь стала сооснователем СНГ, вступила в ОДКБ, затем стояла у истоков Союзного государства и ЕАЭС. Народ в 1995 году на референдуме проголосовал за интеграцию с Россией. И сегодня по всем соцопросам белорусы продолжают поддерживать интеграционные процессы. Непонятно тогда, на каких основаниях редакция «KyKy» так отчаянно шумит пустыми фразами, так ожесточенно пишет о «госинцесте».
Подведем итоги. Молодой, амбициозный (по убеждению или по заданию редакции?) журналист Ирина Михно решила всеми силами создать шумиху вокруг ряда пабликов в Вконтакте, создающих контент об историческом прошлом Беларуси и не нацеленных на искусственное раздувание вражды с Россией. Попытка открыть глаза «глупеньким» белорусам, подписанным на такие сообщества (согласитесь, для социальных медиа с подобной тематикой количество подписчиков свыше пяти тысяч – это неплохой результат), провалилась. Аргументы автора утонули в истеричном тоне громких фраз, превратив весь труд Ирины в некачественно выполненное филолого-лингвистическое упражнение (мы не комментировали ни орфографию, ни пунктуацию, а на стилистику и логику вовсе закрыли глаза – для решения этой задачи пришлось бы написать еще один не менее объемный материал). К сожалению, желающих скреативить нечто дерзкое по форме и пустое по содержанию под громкими лозунгами «свобода слова!», «равенство!» и «прогресс!» в ближайшее время меньше не станет – таков результат демократизации доступа к информационному пространству. Остается надеяться лишь на вдумчивого, критически настроенного читателя. Только тогда журналистика фактов в перспективе вернет свой некогда высокий статус.
Кристина Долголаптева