Целью виленских польских повстанцев было решить вопрос присоединения белорусских земель к Царству Польскому своим собственным путём. Но белорусам было безразлично какими способами их собирались подчинять поляки. Белорусский народ этого не хотел вообще. Поэтому белорусы массово сражались против поляков.
В этом состоит особенность польского восстания в Северо-Западном крае. Остальное от лукавого.
Зачем белорусам правда о польском восстании 1863–1864 годов?
Политическим противоречием Республики Беларусь является конфликт между белорусскостью, обусловленной национальной идентичностью белорусов, и «белорусскостью», формируемой на основе социального и духовного мира полонизованных белорусских элит прошлых веков.
В настоящее время в Беларуси широко распространено мнение о том, что во время восстания 1863–1864 годов в Польше, Беларуси, Литве и Украине сформировался политический компонент белорусской независимости. Викентия Константина (Кастуся) Калиновского определённая часть общества Республики Беларусь считает руководителем восстания и возводит в ранг национального героя, боровшегося за независимость белорусских земель.
Сложившаяся ситуация в Республике Беларусь с оценкой восстания 1863–1864 гг. в какой-то степени выглядит театром абсурда, ибо направленность польского революционного движения и интересы возрождающегося белорусского этноса в XIX веке находились в разных системах координат.
Первоначально идею о необходимости государственной независимости Беларуси сформулировали не польские повстанцы и другие носители польскости на белорусских землях (филоматы, филареты, «пачынальники» и т. д.), отдававшие свои силы и жизни за Польшу и Речь Посполитую, а православные белорусы. На страницах журнала «Гомон…» в 1884 году они заявили: «Мы сами должны завоевать себе свободу, не возлагая надежды на других! … Мы, белорусы, так мы должны бороться во имя местных интересов белор[усского] народа и федеративной автономии страны» [1, c. 61, 120].
Исходными точками белорусского национального Возрождения в новейшей истории, сделавшими возможным такое заявление, стали разгром польских повстанцев в 1863–1864 годах и действия российской администрации по недопущению полонизации края. Данные меры способствовали возвращению на белорусскую землю национальных исторических этнокультурных ценностей, выводу белорусской этнической культуры из исторического забвения. Впервые в истории белорусы стали хозяевами земли. Чувство хозяина объективно вызвало потребность в самоидентификации себя как этноса. На белорусских территориях в составе Российской империи возник этап установления национальных начал, охвативший все стороны общественной жизни.
Для подтверждения такого достаточно противоречивого утверждения приведём следующие факты. К середине XIX века белорусские земли являлись польским анклавом. Один из самых именитых руководителей восстания Зыгмунд Сераковский в своей записке «Вопрос польский» (1862) военному министру России заявлял: «Что такое Западный край? Высший и средний класс в нем составляют поляки, или, говоря точнее, литовцы и русины, принявшие добровольно польский язык, польские стремления, одним словом, польскую цивилизацию. Все, что думает об общественных делах, все, что читает и пишет в Западном крае, — все это совершенно польское» [2, с. 234]. Белорусский литературный язык, запрещённый властями Речи Посполитой в 1696 году, за 150 лет деградировал и в политической жизни Беларуси не присутствовал. Население белорусских городов составляли поляки и евреи, русские и белорусы представляли там математические погрешности.
Белорусы на своей родной земле были холопами, а поляки — их господами и владельцами.
Политика польского панства по ассимиляции белорусов привела к почти полному размыванию их этнического самосознания. Так, в «приходских списках» середины XIX столетия жители Беларуси себя называли по-разному: «белорусы», «литвины», «литовцы», «славяне», «жители славянского закона», «русские», «поляки», «литовцы-славяне» и т. д. Встречались и парадоксы — в Новогрудском уезде население некоторых местечек было описано следующим образом: «Помещики и дворяне — поляки, простонародье: мало-польско-русаки» [3, c. 84]. Белорусы на своей родной земле были холопами, а поляки — их господами и владельцами. Известный учёный Михаил Коялович таким увидел белоруса в середине XIX века: «Взгляните на бледное, истощенное лицо здешняго крестьянина… на торопливость, съ которую, снявъ передъ вами свою белую шапку, спешитъ бросится вамъ въ ноги и потомъ поцеловать вашу руку, если вы удостоите его однимъ словомъ. Брошенный обществомъ, в свою очередь бросившимъ свою народность… онъ страдалъ молча и никто не внималъ его глухому, болезненному стону» [4, с. 387].
Социально-экономические и политические преобразования на белорусских землях, вызванные поражением поляков в 1863–1864 годах, принципиально изменили весь уклад жизни белорусов. Перепись населения Российской империи 1897 года показала, что 73,3 % проживающих там человек считали себя белорусами, 70,8 % — православными [5, с. 135]. Согласно статистическим данным по Гродненской, Минской, Витебской и Могилёвской губерниям, изданным Министерства внутренних дел России (1899–1905), белорусский язык назвали родным около 64 % педагогов, 34 % работников администраций, судов и полиции, 38 % врачей и 16 % частных юристов. В Витебской губернии 29 % потомственных и 27 % прижизненных дворян своим родным языком тоже посчитали белорусский. Эти цифры по разным губерниям отличаются, но общая тенденция сохраняется. Она чётко указывает: в рамках Российской империи из белорусов образовались национально ориентированные элиты, способные формулировать общенациональные идеи.
В начале XX столетия белорусский язык прочно утвердился в театральной жизни и издательском деле. В 1903 году создаётся политическая партия белорусов — Белорусская революционная (социалистическая) громада. Происшедшие общественные изменения послужили фундаментом для формирования белорусской нации.
Приведённые факты, а также вся история генезиса белорусского народа прямо указывают на то, что базисными основами этнокультурных ценностей белорусской нации являются восточно-христианская цивилизация и восточноевропейская культура.
На денонсацию и дискредитацию данной исторической истины и направлена кампания по белорусизации польских повстанцев 1863–1864 годов. Сознательно или бессознательно ряд историков и публицистов в своей деятельности по превращению польских националистов в героев Беларуси становятся участниками геополитических процессов межцивилизационного противостояния и разрушения этнокультурных основ белорусской нации.
Объективно они занимают сторону тех политических сил, которые направляют свои старания на уничтожение непокорной России, выступающей главной хранительницей традиционных общечеловеческих ценностей, основ восточно-христианской цивилизации и обладающей несметными запасами минеральных ресурсов. Одним из путей решения данной проблемы коллективный Запад считает необходимым превратить белорусскую государственность в аморфную массу и разрушить её изнутри, что позволит ему создать из Беларуси антироссийский плацдарм. Метаморфоза польского национального движения XIX века на территории Северо-Западного края в белорусское, а Константина Калиновского в исторический символ Республики Беларусь выступает инструментом реализации намерений западных стран в отношении Беларуси.
За тысячи километров от Республики Беларусь в Соединённых Штатах Америки в январе 2013 года проводились международные публичные чтения «Пісьма з-пад шыбеніцы Кастуся Каліноўскага». В них участвовали следующие лица: специалист по топливу для космических кораблей Борис Кит (США), посол Швеции в Беларуси Стефан Эриксон, председательница Рады БНР Ивонка Сурвилла (США), посол Чехии в Беларуси Иржи Карас, белорусский историк ветеран борьбы с коммунизмом Ян (Янка) Запрудник (Сергей Вильчицкий) (США), директор Белорусского института культуры и искусства Витовт Кипель (США). Очевидно, за основу были взяты тексты из книги Янки Запрудника и Томаса Бэрда, оригинальное название которой звучит так: «ПАЎСТАНЬНЕ НА БЕЛАРУСІ 1863 ГОДУ: «Мужыцкая Праўда» й лісты «з-пад шыбеніцы» Тэксты й камэнтары» («THE 1863 UPRISING IN BYELORUSSIA: «Peasants Truh» and «Letters from beneath the Gallws» Texts and commentaries» (1980). 27–29 марта 2014 года в Лондоне прошла конференция по теме «Кастусь Каліноўскі і нацыятворчы працэс у Беларусі» и т. п. Страны Балтии и Польша в этом вопросе кроме общих для всех стран НАТО преследуют и свои собственные интересы.
Странная озабоченность западных стран судьбой поляков на белорусских землях в 1863–1864 годах прямо указывает на их желание видеть Беларусь в составе польского государства. Для этого в целом ряде стран на государственный уровень поставлен процесс искажения белорусской истории. Предпринимаются настойчивые попытки подобные взгляды навязать общественности Республики Беларусь.
Рассмотрим некоторые примеры фальсификатов событий середины XIX века, имеющих сегодня резонансный политический характер и ставшие классикой проявления якобы независимости Беларуси от России.
Как ни странно, но фальсификации начинаются с официальной белорусской историографии на те явления, которые отражены в четвёртом томе «Гісторыі Беларусі» (2005 г.): «Напярэдадні і ў час паўстання 1863–1864 гг. беларускі нацыянальны рух, дзякуючы К. Каліноўскаму і яго аднадумцам, узняўся на якасна новы ўзровень; у ім зарадзіўся палітычны кампанент, ідэя дзяржаўнай самастойнасці Беларусі, якая разглядалася, з улікам агульных гістарычных каранёў, у адзінстве з дзяржаўнай самастойнасцю Літвы» [6, с. 269].
Продолжая практику преклонения перед польскими повстанцами 1863–1864 годов, учёные НАН Беларуси в своей работе «История белоруссой государственности» (2019) заявили следующее: «В «Письмах из-под виселицы» К. Калиновский наполнил смыслом белорусскую национальную идею, которая родилась в пламени освободительного движения. Его призыв бороться «за свое человеческое и народное право, за свою веру, за землю родную» и стал национальной идей белорусов XIX — начала XX в.» [7, с. 222].
Сотрудники Института истории не обращают внимания как на отсутствие таких слов в предсмертном письме Калиновского, так и на то, что оригинала письма Константина Калиновского, которое ныне представлено обществу, никто не видел и не держал в руках. В 1980 году белорусским исследователем Владимиром Казберуком в Варшаве была найдена четвертушка папиросной бумаги размером ¼ листа А4 с отрывочными набросками якобы Константина Калиновского (экспертизы никто не проводил). Этот исправленный-переправленный текст и есть знаменитое обращение «Кастуся» Калиновского к белорусам. А то, что нам сегодня показывают в виде духовного наследия «белорусского революционера» — явный вымысел.
Он был напечатан в Париже в первом томе книги Агатона Гиллера «Historja powstania narodu polskiego w 1861–1864 r.» («История восстания народа польского в 1861–1864 гг.») в 1867 году под названием: «Pismo z pod szubienicy Konstantego Kalinowskiego» («Письмо из-под виселицы Константина Калиновского»). Вероятней всего, в создании «труда» Калиновского, изложенного почти на десяти страницах, активно участвовали эмигрировавшие во Францию сподвижники Калиновского, которые вместе с Агатоном Гиллером и придумали это «письмо…».
Нынешние белорусские историки парижский текст 1867 года искусственно разделили и придумали какие-то три письма: «І да нашага кутка даляцела ваша Газэтка», «Марыся чарнабрэва, галубка мая», «Браты мае, мужыкі родныя».
В современной Беларуси восстание студентов Горыгорецкого земледельческого института в апреле 1863 года воспето на уровне важнейшего исторического национального прецедента. Действительные события в городе Горки в те окаянные дни совершено отличаются от его теперешней трактовки многими белорусскими историками и публицистами. Сохранились свидетельства очевидцев того времени и секретное донесение директора Горыгорецкого земледельческого института «Начальнику Могилевской Губернии» № 30 от 10 мая 1863 года.
Согласно историческим документам, польские повстанцы рано утром 24 апреля 1863 года подожгли город с четырёх сторон (сгорело около 70 домов). Расположившись на улицах, они начали стрелять во всех прохожих. Их предводитель въехал в захваченное поселение на белом коне в форме капитана генерального штаба российской армии. После неудачной попытки найти общий язык с избитыми и ограбленными местными жителями повстанцы переехали в земледельческий институт [8, с. 60–63]. Согласно утверждениям его директора, к ним присоединилось 28 студентов из 217 обучающихся в вузе [9, с. 1, 2]. Опомнившиеся горожане, вооружившись чем попало, начали арестовывать грабивших их дома членов отряда Людвига Звеждовского и сдавать задержанных в острог, охранявшийся инвалидной командой во главе с отставным унтер-офицером, и на который поляки не решились напасть. Узнав об этом, польские повстанцы спешно покинули Горки, даже оставили во дворе института железный сейф с деньгами, захваченными в казначействе. Всего к повстанцам в Горках присоединилось около 100 человек, из них 54 человека были студентами, гимназистами и учащимися уездных училищ [10, с. 4-8].
Захват города Горки польскими инсургентами являлся частью военного плана восстания. Он был составлен капитаном центрального аппарата российской армии Зыгмундом Сераковским, который в 1862 году на совещании в Варшаве был назначен руководителем восстания в Литве и Беларуси. Очевидно участие в военном планировании действий повстанцев принимал ещё один капитан генерального штаба России Людвиг Звеждовский. То есть военную часть восстания разрабатывали военные профессионалы. Предварительной разведкой и подготовкой к вторжению поляков в Горки по поручению Зыгмунда Сераковского занималась небольшая группа местных жителей, которой руководил один из студентов, ставший впоследствии повстанческим «начальником» города на несколько часов. Вероятно, данное обстоятельство и породило миф о массовом участии студентов сельскохозяйственного института в восстании.
Можно привести ещё некоторые исторические несуразицы современной Беларуси. Так, ежегодно в январские дни во многих уголках Беларуси отмечают День памяти повстанцев 1863 года, их «героической» борьбы с российскими «оккупантами». Обязательным мероприятием стало принятие новыми членами «Молодого фронта» народофронтовской присяги на верность Беларуси в их понимании у памятных мест событий 1863–1864 годов. Считается, что молодые белорусы продолжают традиции борцов XIX века за свободу Беларуси. Но вчитаемся в слова реальной присяги повстанцев 1863 года. «Przysięgamy na imię Przenajświętrzej Trójcy i zaklinamy się na rany Chrystasa, że Ojczyznie Naszej Polsce wiernie służyć będziemy i wykonywać wszelkie rozkazy w jmieniu tejże Polskiej Ojczyzny przez naczelników wydane, rozporządzeń że zaborczego rządu Mozkiewskiego słuchać nie będziemy i ile możności i sił naszych stanie, obowiązujemy się pomagać Polskiemu wojsku i Powstańcom, tak man dopomóż Boże, w Trójcy Swiętej jedyny, Matko Boska i Wszyscy święci. Amen». («Присягаем во имя Пресвятой Тройцы и клянёмся на ранах Христа, что нашей родине Польше будем служить верно и исполнять, во имя того-же отечества Польши, все приказания, предписанные нам начальниками, распоряжений же грабительского Московского правительства слушать не будем и, насколько возможностей и сил хватит, мы обязуемся помогать польскому войску и повстанцам, так нам да поможет Бог, в Пресвятой Тройце Единый, Матерь Божья и все Святые. Аминь») [11, с. 348–349].
Как увязать присягу польских повстанцев 1863–1864 годов с клятвой белорусской молодёжи на их могилах в настоящее время?
А где Беларусь? И как увязать присягу польских повстанцев 1863–1864 годов с клятвой белорусской молодёжи на их могилах в настоящее время? Эти вопросы исходят не от «маскаля», а от человека, любящего Беларусь и уважающего свой народ и его историю!
В Республике Беларусь широко тиражируется историками, публицистами и даже государственными служащими якобы следующий пароль повстанцев 1863–1864 годов:
«— Каго любіш?
— Люблю Беларусь.
— Так узаемна!»
Реальные события того времени совершенно отличаются от духа политического романтизма, связанного с якобы паролем повстанцев, и воспетого современными белорусскими пассионариями. В одном из номеров «Гістарычнага часопіса» за 2013 год Валентин Голубев опубликовал материалы «Дела Виленской Особой Следственной Комиссии О лицах, прикосновенных к делу казненного преступника Константина Калиновского». Статья Голубева знакомит общественность Беларуси с ходом допроса Витольда Парфиановича, который, будучи одним из руководителей польского восстания, предал Константина Калиновского — указал царской охранке виленский адрес его конспиративной квартиры.
Обратимся к копии оригинала документа: «…Я воспользовался данным в Могилеве Жуковским адресом к госпоже Баневич… Прійдя в ея квартиру, я застал Баневич дома и сказал лозунг «кого любишь», на что она должна была ответить «люблю Белорусь», и наконец я обязан был прибавить «так взаимно», но она встревожилась… неотвечала мне на лозунг и просила обратиться к кому либо другому… Утром на другой день… Макаревич… сообщил мне новый лозунг «который день» [12, с. 13, 15].
Как видим, так называемый белорусский пароль восстания 1863–1864 годов был однодневным обыденным эпизодом в подпольной реальности польских повстанцев. Попытки представить его в качестве некой национальной исторической идеологемы белорусской независимости являются очередными подделками отечественной истории.
В массовой литературе, направленной на молодёжь, описывается героическая борьба белорусов с российскими войсками. Художники создали целую галерею полотен, на которых мужественный Константин Калиновский руководит их боевыми действиями. Композиторы посвятили ему и его товарищам целый ряд музыкальных произведений. В Беларуси сформирован общественный идеал Константина Калиновского, как руководителя белорусского восстания, поэта, писателя, мыслителя, былинного защитника белорусов, борца за их независимость и т. д.
Калиновский нигде прямо не говорил о независимости белорусских земель
В реальности Калиновский нигде прямо не говорил о независимости белорусских земель, а попытки приписать ему подобные намерения насквозь пронизаны фальшивыми измышлениями. В официальном органе Литовского провинциального комитета — газете «Chorągiew swobody» («Знамя свободы») — в январе 1863 года были опубликованы мировоззренческое кредо Константина Калиновского и политическая позиция ЛПК: (перевод с польского) «…Литовский провинциальный комитет… призывая к единству действий все без исключения слои польского общества во имя свободы и независимости… не сомневается в том, что тем самым он выражает всеобщие стремления и единодушные требования всей страны. Акт раскаяния Польши, возрождающейся после почти векового заслуженного покаяния, должен выразиться не в парламентском фехтовании, не в дипломатически-общественных спекуляциях, но лишь в действии… Везде, где национальный траур… грозно обозначил границы польской земли, нас объединяет солидарность принципа и цели… Русский народ содрогается, видя нашу вековую обиду…» [13, с. 63].
Весьма показательным примером польскости Константина Калиновского является «PRYKAZ AD RĄDU POLSKAHO NAD KRAJEM LITOUSKIM I BIEŁORUSKIM DA NARODU ZIEMLI LITOUSKOJ I BIEŁORUSKOJ» («Приказ от польского правительства над всем краем литовским и белорусским к народу земли литовской и белорусской») от 11 июня 1863 года. Внимательно вдумаемся в то, что лично написал Константин Калиновский (перевод с польского): «Вы, верно, слышали, что теперь установлено польское правительство, что это польское правительство отдает вам безо всякого выкупа и чиншей ту землю, на которой сидели ваши отцы и деды, что это польское правительство дает вам настоящую свободу, как у французов… что это польское правительство возвратит вашу давнишнюю справедливую веру дедов и прадедов…» [14, с. 29–30].
Подобных доказательств, характеризующих личностное состояние Константина Калиновского как радикального польского националиста, множество. Они прямо указывают, что его деятельность в 1863–1864 годах была составной частью организованных поляками и сполонизованными белорусами выступлений, направленных на присоединение белорусских земель к Польше. Данную цель Константин Калиновский предлагал осуществить без помощи шляхты. Он и его единомышленники не без оснований опасались предательства шляхтичами польских национальных интересов из-за их боязни потерять родовые поместья. «Великую Польшу» Калиновский предлагал построить путём ополячивания белорусского «мужыка» и превращения его в поляка.
Калиновский с товарищами хотели решить польский вопрос на белорусской земле
Калиновский с товарищами хотели решить польский вопрос на белорусской земле своим собственным путём, который отличался от курса руководителей восстания в Варшаве. В этом и состояли противоречия провинциальных литовских революционеров с их центральным правительством. Ещё они сами желали распоряжаться денежными потоками и пришли в ярость от известий о переправке в Варшаву налогов на восстание, собираемых с польского населения в Литве и Беларуси.
Эти исторические факты достаточно красноречиво изложены в многочисленных исследованиях тех событий, которые изданы участниками и свидетелями восстания: «Historja powstania narodu polskiego w 1861–1864 r.» («История восстания народа польского в 1861–1864 гг.») Агатона Гиллера (1867–1871), «Historja powstania narodu Polskiego 1863 i 1864 r.» («История восстания народа польского 1863 и 1864 гг.») Болеслава Лимановского (1894), «Pamiętka dla Rodzin Polskich. Krotkie wiadomości biograficzne Z. Kolumna»(«Памятка для польских семей. Краткие биографические сведения З. Колюмны») Зыгмунта Колюмны (1868), где была опубликована первая биография Викентия Константина (Кастуся) Калиновского в качестве общественно-политического образца для польского населения Литвы и Беларуси, «Historja dwóch lat. 1861–1862» («История двух лет. 1861–1862») Валерия Пшиборовского (1892–1896), «Записки очевидца о событиях в Варшаве в 1861 — 1862 годах» Адама Подвысоцкого (1869), «Записки Н. В. Берга о польских заговорах и восстаниях 1831–1862» Николая Берга (1873), «Сведения о польском мятеже 1863 г. в Северо-Западной России» Василия Ратча (1867), «Исследования в Царстве Польском, по высочайшему повелению произведенные под руководством сенатора статс-секретаря Милютина 1863– 1864 гг.» (1864), «Записки Оскара Авейде о польском восстании 1863 года» Оскара Авейде (1866). Сюда же можно отнести целую серию других работ, в том числе воспоминания различного уровня руководителей восстания и его рядовых участников.
Пусть мои оппоненты, в подобном контексте, назовут хоть один исторический документ, в котором Константин Калиновский лично сам прямо говорил о необходимости предоставить белорусскому народу независимость. Его не существует в природе, а их доводы научно не обоснованы и выстроены на фактуре «О. Б. С».
Что касается хода боевых действий, то Калиновский не мог руководить борьбой белорусов против России, ибо он и польские повстанцы боялись белорусских дружин больше, чем российских войск. Сельские караулы по словам самого Константина Калиновского приводили польских повстанцев в панический ужас. Знаменитого Леона Плятера за его нападение на российский военный караван с оружием арестовали не царские жандармы, а белорусские крестьяне Динабургского уезда. Затем они создали казацкие сотни и тщательно охраняли железную дорогу, задержав десятки пытавшихся устроить, те или иные, диверсии шляхтичей. Благодаря им на территории Витебской губернии в течение всего восстания произошло только 2–3 более-менее значимых боестолкновения повстанцев с российскими войсками.
Такие действия белорусских крестьян представляли собой обыденность политического ландшафта всего Северо-Западного края 1863–1864 годов. Они были высоко оценены царским правительством. За смелые и решительные действия против польских повстанцев российский император 300 крестьян наградил золотыми медалями «За храбрость». Серебряными медалями «За усердие» были награждены 500 местных сельских жителей, 1.000 человек получили «наградные листы». [15, с. 325]. То есть почти 2.000 белорусских крестьян были отмечены царским правительством за добросовестную службу российскому престолу в период 1863–1864 годов.
Факты демонстрируют наличие стройной системы обмана граждан на основе фальсификации событий польского восстания 1864–1864 годов.
Таким образом, приведённые выше факты демонстрируют наличие в Республике Беларусь стройной системы обмана её граждан на основе фальсификации событий польского восстания 1864–1864 годов. Сложившаяся практика объявления польских инсургентов основателями национальной идеи белорусской независимости и «золотым фондом белорусской нации» создаёт предпосылки для возвращения на территорию Беларуси польских порядков, которые там господствовали со времён Люблинской унии (1569) и до первой половины XIX, а частично и начала XX века. В свою очередь искусственное объединение целей белорусского народа и польских инсургентов является одним из факторов создания исторических предпосылок для формирования идеологии и сценария осуществления в Республике Беларусь политического переворота по подобию целого ряда стран — эффектного, кровавого и беспощадного.
Создаются предпосылки для формирования идеологии и сценария осуществления в Республике Беларусь политического переворота
В этом аспекте доведение до белорусского народа исторической правды о восстании 1863–1864 годов, экономическом и культурном состоянии польской диаспоры как доминирующей политической силы на территории Беларуси XIX века, её истинных целях и достаточно презрительном отношении поляков на белорусских землях к народным массам является важным условием сохранения Республики Беларусь в качестве полноправного субъекта международного права и межгосударственных отношений.
Отсутствие объективного понимания политической сущности восстания 1863–1864 годов, исторической логики формирования белорусской нации и цивилизационных признаков этнокультурных ценностей белорусов могут стать причинами ошибочного восприятия настоящей и будущей реальности Беларуси, стратегических просчётов в её внутренней и внешней политике, что может вызвать появление системных недостатков во всех сферах общественного бытия и государственном устройстве.
P. S. Прошу обратить внимание на февральские (2020) события в польской Хайновке (бывшей белорусской Гайновке) на границе с Беларусью. Там проходят митинги польских радикалов с требованиями признания героями Польши Ромуальда Райса («Бурого») и Зигмунта Шенделяжа («Лупашка»). В 1946 году под их руководством и личном участии было убито около двух сотен местных белорусов, в основном православных. Убивали топорами, ломами и вешали. Расстреливали только тех, кто пытался убежать. Способных прочитать молитву «Отче наш» на польском языке отпускали.
С требованиями героизации «Бурого» и «Лупашка» выступают также многие известные польские политики, которых поддерживает Институт национальной памяти в Варшаве.
Литература:
- Публицистика белорусских народников. [сост. С.Х. Александрович и И.Е. Александрович] — Мн., 1983.
- Русско-польские революционные связи в 2 т. — Москва — WROCLAW, 1963. Т. 1., 1963.
- Терешкович, П.В. Этническая история Беларуси XIX — начало XX в. : В контексте Центрально-Восточной Европы. — Мн. : БГУ, 2004.
- Коялович М. Несколько слов о народном движении в Белоруссии // Шолкович, С.В. Сб. статей, разъясняющих польское дело по отношению к Западной России. — Вильна, 1885– 1887. Вып. 2. — 1887.
- Латышева. В. А. Перепись населения 1897 1926 гг. : признаки национального самоопределения белорусов… Мн. : БГУ, 2009.
- Біч М. Зараджэнне беларускага нацыянальна-палітычнага руху // Гісторыя Беларусі: у 6 т. Т. 4. Беларусь ў складзе Расійскай імперыі (канец XVIII — пачатак XX ст.). — Мн., 2005.
- История белорусской государственности. В 5 т. Т. 2 : Белорусская государственность в период Российской империи (конец XVIII–начало XX в.) / Н. В. Смехович [и др.]…Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории. — Минск, 2019.
- Захарьнин И. Н. Воспоминания о службе в Белоруссии в 1864 — 1870 годах // Исторический вестник, 1884. № 4.
- Национальный исторический архив Беларуси, ф. 3257, оп. 1, ед. хр. 53, л. 1, 2.
- Национальный исторический архив Беларуси, ф. 3286, оп. 2, ед. хр. 1, л. 4–8.
- Виленский временник. Кн. VI. : Архивные материалы Муравьёвского музея… Ч. 1: Переписка по политическим делам гражданского управления с 1 января 1862 по май 1863 г. — Вильна, 1913.
- Голубеў Валянцін. Люблю Беларусь! Пароль паўстанцаў 1863 — 1864 гг. // Беларускі гістарычны часопіс. — Мінск, 2013. № 12.
- К. Калиновский: из печатного и рукописного наследия. — Мн., 1988.
- Восстание в Литве и Беларуси в 1863 — 1864 гг. / [АН СССР, Ин — т славяноведения и др. ] — М.; Вроцлав, 1965.
- Миловидов А. И. Освобождение крестьян Северо-Западного края и поземельное устройство их при графе М. Н. Муравьёве // Виленский календарь на 1902 год. — Вильна, 1901.
Автор: Евгений Яковлевич Подлесный, полковник в отставке, кандидат политических наук, выпускник АОН–РАУ 1992 года с квалификацией «Политолог. Советник (эксперт) по социально-политическим вопросам и связям с общественно-политическими объединениями».
Минск.