Куропаты… «Куропатское дело» — одно из самых громких и известных дел в постперестроечной истории Беларуси. Кто-то утверждает, что на северной окраине Минска находятся массовые захоронения жертв сталинского террора в период с 1937 по июнь 1941 года. Вторая версия указывает на то, что в начале сентября 1941 года в районе бывшей деревни Готище гитлеровцы оборудовали лагерь смерти. Фашисты и их пособники расстреливали здесь узников Минского гетто, а также евреев, депортированных из Польши, Германии, Австрии, Чехословакии и других стран. Спор по данной проблеме продолжается до настоящего времени.
Один из новейших исследователей этой темы подполковник запаса Александр Плавинский. Долгие годы проходил службу на факультете внутренних войск Военной академии Республики Беларусь. Александр Стефанович — член Союза писателей Беларуси. Автор книг «Подпольщики без грифа «Секретно», «Латыгольская летопись», «Долгиновская летопись». Его книга «Куропаты у истоков исторической сенсации» представляет свой взгляд на спорную проблему Куропат.
На основании архивных документов и воспоминаний очевидцев автор реконструирует хронологию нацистских преступлений, последовательно разбирает приемы и детали фальсификаций, сформировавших существующую картину трагедии.
* * *
Исследование Александра Плавинского состоит из трех глав. Для написания книги использовано большое количество фактического материала, в основном архивного.
Александр Стефанович полагает, что комплексная судебно-медицинская и криминалистическая экспертиза найденных при раскопках вещественных доказательств была проведена недостаточно тщательно, а целый ряд доказательств не только игнорировался, но и скрывался. Кроме того, по его мнению, ни одной улики, свидетельствующей о причастности НКВД к расстрелу в Куропатах, в захоронениях не найдено.
Во второй главе книги «Курапаты — дарога сьмерцi» автор подробно исследует вопрос о том, как создавались миф о жертвах сталинских репрессий и концепция Зенона Позняка и Георгия Тарнавского о массовых расстрелах в Куропатах. Позняк утверждал, что в нескольких километрах к северу от минского микрорайона Зеленый Луг в период с 1937 по 1941 год ежедневно происходили казни путем одиночного выстрела в голову — на рассвете, днем и на закате, а трупы укладывались перпендикулярными рядами в несколько проложенных песком слоев в заранее выкопанные глубокие ямы, на которых затем сажали сосны; место расстрелов во второй половине 1937 года было обнесено трехметровым забором, охватывавшим 10–15 гектаров территории, а дорожное покрытие было разбито постоянным движением «воронков». Общее количество могильных ям оценивалось в 500, по 50–60 жертв в каждой.
Александр Плавинский, изучая эти свидетельства, нашел целый ряд нестыковок в показаниях. Позняк не принял во внимание ряд свидетельств работников НКВД о том, что в 1930-х годах в этом урочище находился учебный стрелковый тир, где и проходили занятия по огневой подготовке. Жители же окрестных деревень, услышав выстрелы, предполагали, что в том месте проходят расстрелы сотрудниками НКВД. Получается, что Зенон Позняк и Георгий Тарнавский просто подтасовывали факты, исходя из целевой установки, а не соображений объективности. Но даже сейчас в самих Куропатах сохранилось непосредственно место, где находился этот стрелковый тир, об этом свидетельствует высокая насыпь. Очевидцы рассказывают, что если раскопать эту насыпь, то она будет в буквальном смысле усыпана пулями. Этот факт подтверждает, что в том месте был действительно оборудован стрелковый тир.
Важное место в книге Александра Плавинского занимает третья глава «Великая Отечественная война», написанная на основе большого количества архивного материала. В этой главе правдиво показаны ужасы, которые творили фашисты и полицаи в отношении белорусского и еврейского народов. Мало кому известно, что ликвидацией еврейской интеллигенции (учителей, адвокатов, художников (кроме медиков) занималась оперативная карательная айнзатцгруппа «В» (спецназ СД). В неприглядном виде показана деятельность полицейских латышских, литовских и украинских батальонов, участвовавших в расстрелах тысяч евреев, в том числе в Куропатах. Кроме того, по периметру мест захоронения и сейчас можно обнаружить следы оставшихся огневых точек, окопов, траншей и блиндажей. Гитлеровцы серьезно подходили к охране мест своих преступлений. Ведь эти места посещало в том числе и высшее руководство фашистской Германии. В августе 1941 года это место посетил Генрих Гиммлер — одна из наиболее влиятельных фигур Третьего рейха. Палач лично упивался картиной, любовался слаженными, отработанными действиями эсэсовцев.
В наши дни белорусские «свядомыя», не зная реального положения дел, продолжают нагнетать обстановку вокруг Куропат, перекладывая зверства фашистов на сотрудников НКВД. Получая постоянную подпитку от западных покровителей и при поддержке Польши «свядомыя», наставив в Куропатах католических крестов, пытаются создать очередной исторический фейк. Якобы сотрудники НКВД, кроме еврейского и белорусского населения, массово расстреливали этнических поляков. Кто они, эти силы, уже давно хорошо известно. В преддверии президентской кампании белорусские националисты ради достижения своих политических целей поставят на чашу весов все с целью компрометации нашей бывшей советской истории.