День Конституции — важный государственный праздник, в честь которого в нашей стране не просто вывешивают государственные флаги, а представители власти произносят соответствующие речи. В этот день белорусы традиционно вспоминают вехи пройденного пути построения независимого государства, фундаментальные принципы существования и развития которого были закреплены в Конституции 15 марта 1994 года, гордятся достигнутым и намечают перспективы. О том, что каждый из нас непременно должен знать об Основном законе своей страны и почему возникла потребность в его обновлении, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Действующая Конституция Беларуси — пятая по счету. Предыдущие принимались в 1919, 1927, 1937 и 1978 годах. Однако именно Конституция 1994 года стала первым Основным законом суверенного белорусского государства.
— С принятием Основного закона мы юридически закрепили многовековые традиции белорусов, которые всегда стремились к справедливости, независимости и мирному созиданию на своей земле, участвовали почти во всех известных в истории видах и формах народного представительства, — отметил в одном из своих выступлений Президент А. Лукашенко.
Конституция суверенной Беларуси рождалась трудно — документ писали четыре года. Что, в общем-то, неудивительно: Основной закон приходилось создавать для принципиально нового государства, предыдущий принимался республикой в составе СССР, в брежневскую эпоху, в 1978-м. Всё то время, что разрабатывали новый документ, силой конституционного закона обладала Декларация о государственном суверенитете БССР, закрепившая независимость страны, суверенитет ее власти и территории.
Конституцией 1994 года Беларусь объявлялась демократическим социальным правовым государством. Система государственных органов основывалась на принципе разделения властей. Была введена должность Президента и создан Конституционный Суд. Закреплено многообразие политических институтов, идеологий, мнений. Установлено равенство государственной и частной форм собственности.
Уже летом того же года прошли и первые президентские выборы, победу на которых одержал Александр Лукашенко. Кстати, именно Президент является гарантом Конституции, согласно 79-й статье документа.
Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы, любые акты госорганов издаются на основе и в соответствии с ней. Экземпляр Конституции, принятой в 1994 году, хранится в особых условиях с соблюдением оптимальной температуры в специальном сейфе Национального архива рядом с Присягой Президента, а также эталонами Государственного герба и Государственного флага страны.
Но значит ли все это неприкосновенность Основного закона? Отнюдь. Любой закон не может отставать от развития общества, которое он регулирует. Получается, что спустя какое-то время Конституция должна подвергаться коррекции. Правда, основания для этого должны быть очень веские. Вопрос об изменении и дополнении Конституции может быть рассмотрен палатами парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Беларуси, обладающих избирательным правом. Кроме того, изменения и дополнения могут быть проведены через референдум. При этом наиболее важные разделы Основного закона (І, ІІ, ІV, VІІІ) могут быть изменены только путем референдума.
Со времени принятия последней Конституции референдумов было три — в 1995, 1996 и 2004 годах. Внесенные по их результатам изменения в Основной закон касались структуры власти, государственной символики и языка.
Так, в частности, в 1996 году Верховный Совет прекратил существование, а его полномочия были распределены между Президентом и Национальным собранием. А годом ранее государственным языком, наряду с белорусским, стал русский язык.
Сегодня действующей Конституции исполняется 26 лет. Но еще в 2014-м, когда отмечалось ее 20-летие, А. Лукашенко подчеркивал:
— Нам рано или поздно придется принимать новую Конституцию. Конституцию не переходного периода, а сформировавшегося и устоявшегося на какой-то период времени нашего государства.
Прошло пять лет, и 19 апреля прошлого года, обращаясь с ежегодным посланием к народу и парламенту, А. Лукашенко заявил, что хотел бы оставить преемнику новый Основной закон государства. Беларусь, по его словам, уже прошла тот этап, когда ей была нужна сильная президентская власть. Пришла пора «нагружать» властными полномочиями другие структуры и ветви власти. Так, в частности, за экономику должны отвечать парламент, правительство и Нацбанк. Президенту же следует оставить функции и полномочия, которые он должен исполнять как Глава государства, — прежде всего кадровые вопросы, подчеркнул А. Лукашенко.
При этом Президент предупредил, что изменение Основного закона — процесс небыстрый, сложный и в высшей мере ответственный, а потому никаких сроков подготовки проекта документа он не ставит.
Была создана рабочая группа, которая приступила к анализу возможных изменений в Конституцию. 17 ноября 2019 г. после голосования на парламентских выборах Глава государства сообщил журналистам о завершении первого этапа работы: юристы Конституционного Суда представили ему варианты возможных изменений в Основной закон. После этого сформировали более широкую группу специалистов и работа продолжилась.
Аналогичная работа по изменению Конституции сейчас идет в России. К обсуждению привлечены самые широкие круги экспертов и общественности. Интерес к данному процессу у россиян огромен.
Председатель Федеральной национально-культурной автономии белорусов России, член рабочей группы по внесению поправок в Конституцию РФ Сергей Кандыбович, принимая в Минске участие в круглом столе по изменению белорусской Конституции, заметил:
— Думаю, самая читаемая сейчас книга — это Конституция.
Что ж, не исключено, что в скором времени то же самое можно будет сказать и о белорусской Конституции. Ведь, как заверил А. Лукашенко, круг вовлеченных в процесс выработки и обсуждения вносимых в документ изменений будет увеличиваться, а на заключительном этапе проект, скорее всего, вынесут на суд общественности.