Великобритания сегодня наконец-то выходит из состава Евросоюза. Болезненнее всех в ЕС Брексит воспринимают страны Прибалтики, потому что выход Великобритании ударит по Литве, Латвии и Эстонии больнее всех в Европейском союзе. Аналитический портал RuBaltic.Ru выделил 5 тяжелых последствий Брексита для Прибалтики в экономике, социальной сфере и международной политике.
Дыра в бюджете Евросоюза
Великобритания была одной из крупнейших европейских экономик — доноров Евросоюза. Больше «туманного Альбиона» в бюджет ЕС перечисляли только Германия и Франция.
В результате Брексита в европейском бюджете образуется финансовая дыра: Брюссель недосчитается пятой части поступлений и будет терять ежегодно до 16,5 миллиарда евро.
Главными пострадавшими от сокращения бюджета ЕС станут дотационные страны Восточной Европы, включая Литву, Латвию и Эстонию, экономика которых критически зависит от финансирования из структурных фондов Евросоюза.
Уже сейчас из-за урезания выплат из еврофондов оказались в подвешенном состоянии стратегические проекты Прибалтики в области инфраструктуры. Перенесены на несколько лет сроки ввода в эксплуатацию железной дороги Rail Baltica. Из-за Брексита оказалось под вопросом европейское финансирование окончательной ликвидации Игналинской АЭС. Для Литвы последнее обстоятельство звучит как откровенное издевательство, потому что закрыть Игналинскую АЭС ее заставил именно Европейский союз.
Ослабление антироссийского лобби
Великобритания исторически является одной из наиболее негативно настроенных к России стран Европы. В этом отношении членство британцев в Евросоюзе было очень полезно странам Прибалтики. Лондон всегда серьезно относился к истерикам прибалтийских политиков о «надвигающейся российской агрессии» и поддерживал предложение увеличить финансирование странам Балтии в связи с испытываемой ими «русской угрозой».
Брексит лишает Прибалтику самого крупного и влиятельного союзника по проведению в Брюсселе антироссийской политики.
Кроме Великобритании, в «русофобский пояс» Европы входят Швеция, Румыния, Польша и страны Балтии. Эти страны почти в любом международном вопросе занимают антироссийскую позицию. Однако даже их совокупный вес несравним с 66-миллионной ядерной державой, обладающей третьей экономикой в Европе. Потеря такого влиятельного союзника, как Великобритания, неизбежно ослабит антироссийскую линию Прибалтики в ЕС.
Проблемы для «англотаджиков»
Великобритания много лет была самым популярным направлением трудовой миграции для гастарбайтеров из Прибалтики. На Британские острова отправлялся каждый третий латвийский и каждый второй литовский эмигрант. В самой Прибалтике для соотечественников на Альбионе даже придумали обидное прозвище «англотаджики».
Голосование большинства британцев за выход из Евросоюза было спровоцировано в первую очередь наплывом «англотаджиков». Сторонники отделения от ЕС обещали народу, что благодаря Брекситу Лондон восстановит контроль над границей и сможет остановить приток мигрантов из Восточной Европы.
Главными пострадавшими от Брексита в итоге станут 3,6 миллиона граждан Евросоюза на Альбионе, преимущественно являющиеся гастарбайтерами из Польши, Румынии, Болгарии и Прибалтийских республик.
Британское правительство уже урезало «англотаджикам» социальный пакет и ставит вопрос о том, что приоритет при занятии рабочих мест на предприятиях Соединенного Королевства должен отдаваться коренным жителям. После референдума 2016 года в Британии фиксировались случаи бытовой русофобии в отношении выходцев из Восточной Европы. В будущем им придется проситься в подданные Ее Величества или уезжать с негостеприимного британского берега.
Зависимость от Германии и Франции
Великобритания в составе ЕС выполняла роль противовеса романо-германскому «ядру» европейской интеграции во главе с Францией и Германией. Без Лондона сдерживать доминирование в Брюсселе стран — основателей ЕС станет некому. Ни одна европейская страна не обладает экономическим, военным и дипломатическим потенциалом, сопоставимым с Францией и ФРГ, и никакой геополитический союз внутри ЕС не может превзойти по совокупной мощи франко-немецкий тандем.
Восточноевропейская периферия после Брексита окажется в значительно большей зависимости от континентальной Западной Европы, чем до сих пор.
Для стран Прибалтики новый расклад сил может привести к очень неприятным последствиям. Например, Германия и Франция куда более конструктивно, чем Великобритания, относятся к России и могут без особых дипломатических экивоков потребовать от латышей и литовцев заткнуться по поводу «Северного потока — 2» и других проектов сотрудничества Европы с Кремлем.
Конфликт между союзниками по НАТО
Брексит стал реальностью в первую очередь благодаря поддержке сторонников выхода из ЕС Соединенными Штатами. Президент США Дональд Трамп обещал компенсировать британцам экономический удар от выхода из Евросоюза выгодным торговым соглашением между Великобританией и Соединенными Штатами. Это соглашение обеспечит британской продукции такое присутствие на американском рынке, о каком и не мечтают страны Евросоюза.
Трамп все эти годы не скрывал, почему он за Брексит. Американский лидер прямо относил Евросоюз к числу врагов США наряду с Россией и Китаем. Экономический потенциал ЕС угрожает американскому глобальному лидерству, и выход Великобритании сильно ослабит этот потенциал. Перманентный конфликт в отношениях Лондона и ЕС, который неизбежен после «брексита», также будет выгоден США.
Коллективный Запад распадается на континентальную Европу и Северную Америку с Великобританией: крайне неприятная ситуация для постсоциалистической Восточной Европы, которая в нынешнем виде стала плодом геополитического единства двух берегов Атлантики.
Страны Прибалтики до сих пор политически зависят от США, а экономически — от Евросоюза. Когда из-за Великобритании оба «родителя» еще сильнее переругаются, они с еще большей угрозой в голосе начнут спрашивать у Литвы, Латвии и Эстонии, кого те больше любят — «маму» или «папу».