Яблоко забора

Февраль в этом году теплый, совсем не лютый, и в воздухе пусть робко, но уже явственно пахнуло весной. Даже над городом нет-нет да слышна призывная трель синички, путающейся где-то в голых набухающих ветках. Вот и мерещится людям разное, сладкое… Зажмуришь глаза, и вот он – яблоневый цвет, закипает прохладной пеной через край садов, разливает свою медовую сладость. А там уж на отяжелевших ветках среди лопушистых листьев прорисовывается в воображении сочный плод, какое-нибудь антоновское яблоко. Или белый налив, или райское яблочко. Слюнки текут!

И вдруг – бац! – весь этот кайф ломает, как гром среди ясного дня, сообщение информационного агентства, славящегося тем, что оно работает тут, а нацелено туда. Мы привыкли получать от него хорошие новости про Запад, про Европу, про всякие княжества, которые хотят у нас «возродиться». Не скрою, приятно послушать сказки, индо взошла Европа… аж заколдобишься!!! И тут вдруг…цитирую… «нельзя даже одно яблоко ввезти в ЕС физическому лицу».

То есть как? В Европейском союзе запретили европейские яблоки?! А на волне солидарности с африканскими и прочими мигрантами перешли исключительно на восточные сладости растительного происхождения? Как явствует уже не из февральского воздуха, а из вполне официальных документов Шенгенской зоны еще с 14 декабря 2019 года физические лица, т.е. мы с вами,  могут ввозить на территорию Европейского Союза без разрешительных документов лишь ананасы, кокосы, дурианы, бананы и финики. А на все остальное, коль хотите на «шенгенской» земле отведать отечественного, захваченного в «собойку», без антибиотиков и парафина, например, природно-белорусского яблочка, надо заводить «пачпорт». Лучше биометрического качества!

«Ввоз иных фруктов, овощей, семян или цветов можно осуществить только при наличии фитосанитарного сертификата, выданного официальной службой защиты растений страны происхождения».

Вот те на! А где же белорусу взять все эти финики, кокосы, ананасы, бананы и какие-то неизвестные дурианы, чтобы на дурняка, без пошлин и фито-задержаний завезти их с наших белорусских полес на ихние экзотические плантации, где они собственно и растут? Где-нибудь на юге Европы такие места, может быть, и есть. Или в бывших европейских колониях. Но белорусская земля их не рожает, и белорусский желудок к ним не привычный. Его тянет на яблочный сок, слезящийся из-под нежной кожицы, на спелую мякоть, на горьковатую косточку, в конце концов, на аромат свежего яблока, который тщетно пытаются воспроизвести парфюмеры всего мира, ибо они не едали настоящего белорусского яблока! Разве мы не имеем природного права на все на это? Не в товарных количествах, а для личных нужд.  Ибо мы нуждаемся в хороших яблоках, грушах, помидорах, морковках, огурцах и прочих ненакрахмаленных дарах природы.

Продлись-продлись очарованье родной плодово-овощной отрасли. Пустите нас с нашим немногочисленными, но качественными плодами в Европу! Тем более мы и так вам платим валютой и за визу, и за билеты, и за путевки! Неужели три-четыре ввозных яблока сделают для вас, дорогие европейцы, финансовую погоду?

«При наличии фитосанитарного сертификата физлицо может ввозить свежие фрукты, овощи и ягоды в количестве, не превышающем двух килограммов. При превышении данной нормы применяются такие же правила, как и при коммерческом ввозе». Да, у европейцев разговор короткий. А слог – по-немецки четкий. Вот тебе и весь сказ! И конец европейской сказки… То есть ради двух килограммов мы должны пройти еще одни бюрократические муки, обрести кипу проплаченных бумажек, предъявить их на каждому углу, взвешивать на каждых весах, чтобы потом всего за пятнадцать минут съесть то, ради чего так мучились?

Вы спросите: а не проще ли съесть на территории Объединенной Европы их, общеевропейское, яблочко, купленное за их объединенную валюту? И я отвечу: нет, не проще. Во-первых, о вкусах не спорят. Во-вторых, именно к этому нас и подталкивают, а когда меня подталкивают, я имею привычку сопротивляться. И, в-третьих, это обычная товарная дискриминация. Или протекционизм.

Тот самый, с которым борется ВТО, куда нас так усиленно приглашают. Протекционизм, между прочим, не соответствует и собственно европейским, широко и громко декларируемым ценностям. Или эти ценности только декларируются? А они, между прочим, в экономической плоскости состоят из четырех свобод:  свободы движения товаров, движения лиц, движения услуг и движения капитала.

Ну, хорошо пусть мы не состоим в ЕС и их таможенном союзе, а чиновники из ЕС сочли, что два килограмма яблок для белорусов – это уже товарные масштабы. Ладно, нам не привыкать к интересной логике ЕС, так что примем ее за данность. Хорошо хоть два килограмма яблок еэсовские чинуши не сочли капиталом. Представляете, что было бы, если впоследствии выяснилось, что эти два килограмма я перед употреблением тщательно помыл? Меня что, обвинили бы в «отмывании денег», так что ли?

Вероятно, во избежание подобных коллизий предусмотрительные чиновники ЕС вообще исключили возможность для белорусов завозить к ним хоть какие-то яблоки… Нет, даже не яблоки, а всего лишь одно яблоко – и то под запретом!

Как известно, до сего момента Объединённая Европа стремилась стать «углеводородонейтральной», а вот с 14 декабря прошлого года, как оказалось, еще и «яблоконейтральной». Интересная тенденция. Ну, ладно. Только вот почему за наш счет и за счет наших яблок?

Как говорится, таможня не дает добро, а берет его, и тут уж ничего не поделаешь. Хотелось бы только, чтобы происходило это в разумных пределах.

И чтобы яблоко, ставшее по прихоти европейских чинуш вдруг яблоком забора на границе, все же не стало яблоком раздора!

Ибо границы должны объединять, а не отделять нас от… яблок.

Вадим Елфимов

ТЕЛЕСКОП