Почему судьба Беларуси решилась именно 2 февраля? Нет, не потому, что в эти дни к нам приехал Майк Помпео, заокеанский гость, госсекретарь Соединённых Штатов, чтобы, как сам он заявил на пресс-конференции, «помочь построить суверенную Беларусь».
Оно, конечно, спасибо… Но при всём уважении к мистеру Помпео и его щедрости белорусы в данном деле не просят, да и не нуждаются ни в чьей помощи. Тем паче мистер Помпео мог бы и заметить, лично пребывая в Минске, что Беларусь давно уже построена, неплохо выглядит и вот уже скоро 30 лет как вполне суверенна и независима.
Нет, если кто-то и решал судьбу Беларуси 2 февраля, так это простые люди. О чём они думали 2 февраля? О чём помышляли? О чём мечтали? И что простым белорусам, не заседающим в высоких кабинетах, вспоминалось 2 февраля?
Может, то, что этот день, 2 февраля, побил все температурные рекорды и стал самым тёплым за всю историю зимних метеонаблюдений? Вряд ли. Люди редко соотносят своё настоящее с исторической ретроспективой, пусть и погодной. Они редко оглядываются, будучи поглощены сегодняшними заботами, и если отрывают свой взгляд, то только ради будущего.
Будущее волнует всех. И будущее хотят обезопасить все, в том числе и в смысле сохранения независимости.
«Но при чём здесь 2 февраля?» — спросите вы.
Присмотримся повнимательней. Любим мы магию цифр. Потому что любим любую магию. Началось это в постсоветский период и продолжается по сей день… А почему любим? Наверное, потому что уже не надеемся на себя, на свои собственные силы и разум, так что ли?
Вот пришла очередная магическая цифра, вернее дата, — 02.02.2020. Оказаться под сенью её цифровой магии, заручиться «её» поддержкой захотели сотни молодых белорусов, желающих вступить в законный и, наверное, счастливый брак. Прямо какое-то поветрие — жениться в красивые даты. А 02.02.2020 особенно красива. По крайней мере, так кому-то кажется!
Во Дворце гражданских обрядов ради красивой даты 02.02.2020 сделали исключение и расписывали молодожёнов в выходной день, то есть в воскресенье. Можно сказать, молодожёны взяли загсы приступом, и те открылись. Как призналась начальница минского Дворца бракосочетаний: «Спрос рождает предложение, и мы решили сделать исключение».
Пожелаем расписавшимся в этот день белорусам и белорускам исключительного счастья. Одно печалит: никто из них и не вспомнил куда более красивую и важную дату для истории всей Беларуси. Дату, без которой не было бы ни их свадеб, ни их самих, да и самой Беларуси тоже не было бы…
Брачующиеся хотели не только произнести клятву верности друг другу, но и закольцевать её, заколдовать «круглыми» двойками и нулями. А мне вот вспомнился другой «ноль» — тот, который немцы до сих пор называют «нулевым километром». Расположен он в маленьком полуподвальном помещении городского универмага. Небольшая комнатка, стол, стулья, керосиновая лампа — именно здесь советские офицеры пленили генерал-фельдмаршала Фридриха фон Паулюса. И универмаг не простой — сталинградский, там располагался штаб немецко-фашистской армии. Сдавшейся армии.
Для немцев это и есть самый нулевой километр. Ибо от него начала отматываться назад географическая и историческая лента — лента фашистского наступления.
2 февраля 1943 года наши отцы и деды погнали фашистов обратно, а фронт стал неумолимо приближаться к Германии, зачинщице всех войн и напастей, охвативших Европу и слившихся в кровавый поток Второй мировой.
И тяжесть совершённых преступлений стала нависать над злодеями и человеконенавистниками всё выше и всё более грозно с их собственных карт, испещрённых красными флажками. А Восточный фронт превратился в предвестника их будущей кары — он затягивался всё туже и туже, как петля у них на шее.
И поделом, не ходили бы вы войной на СССР!
А начало всему этому положил день 2 февраля 1943 года, когда Красная армия в стремительном контрнаступлении, измотав врага в многомесячной обороне Сталинграда, наконец замкнула кольцо окружения вокруг армии Паулюса. И тем самым совершила перелом в ходе всей Великой Отечественной и Второй мировой войн. С тех пор стратегическая инициатива перешла к русским, а немцы только отступали.
Вот что такое день 2 февраля!
Весь мир теперь знает, что такое Сталинград. Сталинград стал символом освобождения и начала победы. И именно 2 февраля 1943 года решилась судьба Беларуси, как и всех остальных народов Советского Союза. И народов всего мира. Там, в далёких волгоградских степях, на великой русской реке сошлись извечные противники, чтобы раз и навсегда решить исторический спор, длившийся веками: кто из них сильнее.
Теперь немцы приезжают на Мамаев курган, под занесённый меч Родины-Матери, чтобы покаяться и ещё раз убедиться, насколько прав был их канцлер Бисмарк, запрещавший даже смотреть в сторону России недобрым взглядом…
Кстати, символично и то, что в Сталинграде пленили именно фельдмаршала Паулюса, автора плана «Барбаросса», как и то, что именно Паулюс потом стал главным свидетелем — обличителем фашистского режима на Нюрнбергском процессе.
Но для нас куда более символично то, что, не будь Сталинграда, не было бы и Курской дуги, и операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. И не было бы 3 июля и освобождения Минска… От Сталинграда наши полки пошли на Запад, пядь за пядью отвоёвывая у него нашу же землю. И, не скупясь, поливая её кровью.
В одной только Сталинградской битве общие потери сторон превысили 2 миллиона человек. Средняя продолжительность жизни солдата в Сталинграде, будь то немец или русский, составляла всего 15 минут. Это означает, что бои были настолько ожесточёнными, что любой человек, будучи внезапно заброшенным в город, едва ли имел шансы дожить до рассвета.
Но мы победили! Сталинград произвёл перелом не только в ходе войны, но и в психологии немцев: они (кто осознанно, кто подспудно) все почуяли, что война ими проиграна. Однако «ставки» вернуть было некому, и немцы продолжали воевать с мужеством отчаяния.
Это совсем не то мужество, которое проявляли советские люди. Знаменитый лозунг сталинградцев «За Волгой для нас земли нет!» разделял и понимал каждый советский человек. Не было её за Волгой и для белорусов, тем более что всю Белоруссию уже оккупировал враг, и родная земля могла вернуться только оттуда — с Волги! Оставался единственный шанс: здесь, на белорусской земле, засаживать немецкому оккупанту свой партизанский штык в спину и надеяться на Сталинград. И быть уверенным, что и здесь, в лесах Минщины, и там, в степях Сталинграда, действуют, живут и побеждают одни и те же люди — советские… И поэтому победа будет за нами!
Вот что значит 2 февраля!
Помните об этом, дорогие молодожёны. И пусть помнят ваши дети. И их дети тоже — ради настоящей свободы и независимости.