Современное общество измеряет правдивость новостей количеством лайков и репостов

Такими наблюдениями во время очередного заседания проекта «Экспертная среда» — «Deepfakes: новый вызов информационной безопасности» в пресс-центре БЕЛТА поделился старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук, доцент Виктор Наумов.

Человек, который не владеет специальными технологиями, не имеет шансов распознать deepfakes. Определить обычный фейк также непросто — на современного человека обрушивается поток информации. В таких условиях аналитические возможности зачастую не срабатывают, и тогда показателем правдивости новости становится ее распространенность. «Мы живем лайками. Сколько их тебе поставят — на столько тебе больше условного доверия. Это печальное развитие культуры потребления, когда упаковка создает эффект качества. В информационном пространстве такой своеобразной упаковкой являются репосты, лайки, комментарии. Эффект массового распространения искажает адекватность восприятия», — пояснил Виктор Наумов.

С этим мнением солидарен директор Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Олег Макаров. «Сегодня, как ни странно, верификация новости, события осуществляется через ее распространенность», — констатировал он. Чем шире разносится новость, тем больше она воспринимается как правда.

Министр информации Александр Карлюкевич высказался за то, чтобы внести в законодательство такие понятия, как fake и deepfake.

Министр считает, что эту тему в контексте обеспечения информационной безопасности нужно обсуждать со всеми заинтересованными в парламенте. По мнению Александра Карлюкевича, необходимо оценить масштабы явления, потенциальные угрозы и подумать, как изложить это в законодательной базе. Он высказался за то, чтобы «уже сегодня готовить проекты, где будут прописаны такие понятия, как fake и deepfake».

«Людям необходимо объяснить, к чему это приведет. Надо сказать, что у нас не принято, что может носить противоправный характер. Таким образом будет выражена позиция не только государства, но и здоровой части общества. Если мы сегодня не подготовимся к этому, то завтра можем опоздать», — подчеркнул Александр Карлюкевич.

Он отметил, что влияние СМИ и социальных сетей в современном мире возрастает, и в этой связи в Беларуси стоит задуматься о радикальных скоростях в эволюции отечественных медиа.

В свою очередь старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук Виктор Наумов поддержал идею законодательного закрепления идентификации субъектов в информационном пространстве. «Именно идентификация является неким порталом в этот «волшебный» мир. Человек должен идентифицироваться полностью либо частично. Тут много всевозможных аспектов. И внутрь этого института должна быть в том числе включена ответственность за воровство чьей-то идентичности — вплоть до уголовной», — считает он. Кроме того, по мнению эксперта, в борьбе с распространением fake и deepfake нужно объединить усилия государства, общества и производителей технологий, заключить в новых информационных реалиях что-то вроде общественного договора. «Те, кто продумывает технологии и затем их внедряет, — это уже самостоятельная сила, и с ними нужно договариваться на берегу», — убежден Виктор Наумов.

Deepfakes — это технологии искусственного синтеза человеческого изображения, основанные на использовании нейросетей и искусственного интеллекта, позволяющие создавать высокореалистичные фото- и видеоизображения людей либо модифицировать фото- и видеоматериалы. Ярким примером служит ролик, где экс-президент США Барак Обама оскорбляет нынешнего американского лидера Дональда Трампа. Видео появилось в апреле 2018 года на ресурсе BuzzFeed. В конце создатели рассказывают, что это подделка, показывая возможности технологий создания фейковых новостей. В США к проблеме deepfakes отнеслись со всей серьезностью. Летом 2019 года в комитете по разведке Конгресса США прошли специальные слушания. В американский парламент внесен законопроект по борьбе с высокотехнологичной дезинформацией. Недавно Facebook принял решение, что будет удалять видео, в котором эксперты найдут технологии deepfakes.

БЕЛТА