Вот это «попадалово» — Шенген для Романчука закрыт

Белорусскому политику, экономисту, президенту Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчуку запретили въезд в Литву. Сам политик признался, что о попадании в «черный список» ЕС узнал случайно, в середине октября, когда решил открыть очередную визу.  

Давайте приглядимся, какой именно персоне перекрыт въезд к литовцам-соседям. Итак, Романчук — член Международного общества индивидуальных свобод, лауреат ежегодной награды Свободы ISIL, лауреат премий Фонда экономических исследований Атлас, лауреат премии имени сэра Энтони Фишера и премии Темплтона за книги «Беларусь: дорога в будущее» и «Бизнес Беларуси: в круге первом» соответственно. Первый белорус — участник международной ассоциации Общество «Мон Пелерин».

Политик является известным представителем и популяризатором австрийской школы экономики в Беларуси, экспертом по проблемам европейской интеграции и сотрудничества стран на постсоциалистическом пространстве. Автор концепции интеграции Беларуси в ЕС.

«Никогда за 25 лет никаких проблем, штрафов, даже замечаний ни от одного из государств Шенгена не имел, последовательно выступаю за идею единой Европы. И сразу подумал, что это ошибка», — заявил он в интервью журналистам.

По его словам, ситуация прояснилось, когда в выдаче шенгенской визы отказала Франция. Тамошние дипломаты рассказали, что в «черный список» политика внесла Литва с официальной формулировкой «угроза национальной безопасности». Что же могло стать поводом?

«В 2019 году единственный раз, когда я ездил в Литву, это была Паланга. Не думаю, что выступили с протестом противники белорусских туристов. За это время я комментировал активно несколько тем, связанных с Литвой. В теме строительства Белорусской АЭС я против, но здесь наши позиции совпадают. Также я намекал на то, что литовские спецслужбы могут что-то знать о контрабанде сигарет. Это европейская схема может быть с воротами как раз в Литве, эту информацию прямо или косвенно подтверждают в Украине. И выступал против действий литовских властей касательно отказа белорусской компании участвовать в строительстве газопровода. Вот, собственно, и все», — пояснил Романчук на радио Sputnik Беларусь.

Как говорится, за что боролся – на то и напоролся. Ярослав Романчук с 2000 до 2011 года являлся заместителем председателя Объединённой гражданской партии, и, естественно, «топил» за торжество демократии и западных либеральных ценностей в Беларуси. Но потом, похоже, что-то пошло не так…

Один из самых ярких фактов биографии политика – выдвижение кандидатом в президенты Беларуси от Объединённой гражданской партии на выборах 2010 года.

В качестве кандидата в президенты презентовал программу «Миллион новых рабочих мест для Беларуси».

После событий 19 декабря на площади Независимости в Минске сделал заявление, в котором осудил других кандидатов.

«Во время митинга разные лидеры призвали и повели людей на площадь Независимости. Там возбуждённой массой были спровоцированы беспорядки и осуществлена попытка захвата здания Дома правительства. Под угрозой оказались жизни тысячи человек. События ночи 19 декабря поставили под угрозу жизни людей, — сказал он тогда по телевидению — Некоторым персоналиям очень хотелось сорвать хрупкий диалог, который зарождался между Беларусью и международным сообществом. За это подвергся жёсткой критике и обвинениям в предательстве среди оппозиции».

Ну, за справедливость!
Ну, за справедливость!

За подобные откровения его подвергли резкой критике в среде оппозиции.

Бывший председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич после событий 19-20 декабря 2010 года назвал Романчука трусом, предателем и безграмотным экономистом. По мнению Шушкевича, Романчук предал и оклеветал своих соратников по оппозиции. «Ему каяться нужно за то, что он сделал, всю жизнь», — сказал Шушкевич.

«После освобождения у меня сложилось впечатление, что многие считают самой большой проблемой в стране дело Романчука, но это не так, — поддержал политика его соратник Анатолий Лебедько. — Да, Ярослав Романчук — один из людей, к поведению которых есть вопросы. Другое дело, что в силу неких обстоятельств он взял все на себя, как губка. А ведь в этот транш вписываются очень многие: до этого все были очень красивые, сильные, убедительные (…), а вот когда возникла ситуация … Ярослав Романчук не создан для таких кампаний, которые проводятся в Беларуси, я это сейчас понимаю. И это где-то и моя вина, что я до конца не додумал, что может быть вот такой сценарий».

Как бы то ни было, но после приснопамятных событий 2010 года первой страной, которую посетил политик, была…. Литва. Именно там, в кафе торгового центра, одним из зимних вечеров его засекли вездесущие журналисты.

«Да полно те вам, Ярослав, удручаться. Вам ли не знать, что Европейская бюрократия (простите, демократия) весьма инертна (простите, щепетильна). Для полного понимания того, кто истинно демократизирует Беларусь и защищает ее суверенитет ей как раз-то, всего и надо, что 25 лет. Классический тому пример и убедительное подтверждение вы не могли не заметить. Даже не такие глубокие аналитики, как вы не то что заметили, но и хорошо усвоили с первого прочтения, — комментирует ситуацию в ФБ журналист Дмитрий Крят. — Так что не волнуйтесь за «навсегда». Еще четверть века и дорогу к кассе вам, может быть откроют. Не факт, что касса в привычном месте еще будет существовать, но пройтись по знакомым местам, полить их слезой, поминая былое, возможность еще представится».

Короче, его пример – другим наука. Если хотите свободно выражать свое мнение по поводу западного мироустройства – будьте готовы, что однажды, неожиданно для вас, железные ворота окажутся закрытыми на надежный запор.

Иван КУЗЬМЕНКОВ