Крым как первоначало Евразии

Значение Крыма определяется не только его стратегическим положением, позволяющим контролировать Северное Причерноморье. Крым важен, прежде всего, своим символическим, если угодно, сакральным значением для Руси-Евразии. Именно здесь происходили плодотворные контакты между народами, культурами и религиями, которые впоследствии положили начало большой евразийской общности.

Самое древнее название Крыма и его жителей – Таврида и тавры связывается с реликтовыми индоарийскими языками, большая часть носителей которых ушла на восток и с этого момента Крым служит своеобразным мостом между Западом и Востоком.

Особенно ярко это произошло во время встречи Эллады и Скифии. Эллины по праву считаются родоначальниками и изобретателями Европы, которая изначально обозначала земли, объединённые в Дельфийский союз, а затем это название было распространено на территорию, куда был направлен основной вектор греческой колонизации – Северное Средиземноморье.

А в северо-восточной его части греки, как первые европейцы, встретились с иной цивилизацией – цивилизацией кочевников, периодическими волнами приходивших из глубин Азии. Эллины основывали города-государства, скифы – степные царства. В их взаимодействии рождались первые очертания Евразии. Скифо-сибирский мир, Скифия древних греков, простиравшаяся от Причерноморья до Китая, была синонимом Евразии в античности.

Греки воплощались всё то, что стало архетипическим для европейской цивилизации: полисную демократию, морскую колонизацию и торговый строй, скифы – степную стихию, континентальную пространственность, воинственность, сочетание авторитарной власти и вольницы. И те, и другие создали первые государства на территории исторической России. И всё это одновременно переплеталось, боролось друг в друг с другом и соединялось в Крыму.

В более позднее время до Крыма доходят готы – германский импульс, который будет важен уже для образования Руси, и он же здесь будет разбит гуннами – представителями тюркской стихии, сменившими в качестве хозяев Великой степи иранских скифов, сарматов и алан.

Римляне, византийцы, генуэзцы сохраняют в приморском Крыму присутствие рожденной в античности Европы, а монголы и тюрки становятся хозяевами степного Крыма на многие столетия вперёд. Здесь же, на заре своей истории в Тмутараканском княжестве появляются и русы, для потомков которых Крым станет одной из ключевых точек обретения будущего могущества.

Крымский город Корсунь-Херсонес сыграет судьбоносную для Руси роль в выборе цивилизационного пути: принятии православия и преемства от Византии. После прихода монголов и второго судьбоносного поворота в истории Руси Крым становится переходящим плацдармом в противоборстве претендующих на гегемонию сил: Великого княжества Литовского и Золотой орды. Но Крым не достался литовским князьям и евразийский проект ВКЛ уступил место европейскому, завершившийся его растворением в Польше и гибелью.

Длительное противостояние с Крымским ханством и Османской империей стало катализатором формирования украинского народа – на фронтире Дикого поля образуется Запорожская Сечь и укрепления Московского государства, вынужденного защищаться от опустошающих набегов крымских татар.

Русско-турецкое противостояние за Крым заканчивается победой России и превращением её в могущественную державу, от которой зависели судьбы народов Юго-Восточной Европы и Ближнего Востока. И это обуславливает столкновение её интересов с европейскими гегемонами (Англией и Францией) во время Крымской войны.

Эта неудачная для России война с трагической обороной Севастополя, затоплением Черноморского флота послужила толчком к переосмыслению отношений России и Запада, к поиску и формулировке собственного пути. В Крыму Николай Данилевский пишет свою знаменитую работу «Россия и Европа», посвящённую этому, где просматриваются и контуры будущей евразийской концепции.

В Гражданскую войну Крым становится ареной активной борьбы «красных» и «белых», последним ковчегом «белых» в России, многие из которых, пережив этот опыт борьбы и эвакуации с полуострова, становятся в эмиграции, как Пётр Савицкий, создателями и последователями евразийства.

Героическая оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны делает его и Крым одним из важнейших мест памяти всего постсоветского пространства, он вместе с городами-героями Мурманском, Ленинградом, Брестом и Одессой являются пунктами, обозначающими и удерживающими западный фронтир нашей цивилизации. Ялтинская конференция определила контуры биполярного мироустройства после войны, разделившего мир на социалистическую Евразию и капиталистическую Евроатлантику.

Крым вновь становится точкой бифуркации и самоопределения для России в 2014 году, когда он возвращается в родную гавань. Кризис украинской государственности показал, что обладание Крымом – это привилегия великих держав, в которых ещё горит огонь пассионарности. На протяжении всей своей истории Крым был маркером, определявшим состояние общества, с которым он был связан и государства, которому принадлежал. Россия-Евразия вернула его как символ несогласия с уготованной ей ролью пассивного наблюдателя западной экспансии.

Украина без Крыма – закономерный итог её «европейского» выбора, такой «евразийский» регион никак не может быть вписан в этот выбор и потеря Крыма является очевидным свидетельством его пагубности, особенно, для самой Украины – преимущественно евразийской страны.

Но Крым остаётся исключительно важным для всех частей Руси, независимо от его актуальной государственной принадлежности. С Крымом связана история одной из самых главных православных святынь Беларуси – Минская икона Божьей Матери, с 1500 г. пребывающая в городе. Согласно преданию, она была создана в Византии, затем долгие годы хранилась в Корсуни-Херсонесе, а после крещения Руси была перенесена в Киев. Следы иконы теряются после монгольского нашествия, сообщается, что во время нашествия крымских татар на Киев она была брошена и обретена в реке Свислочь в Минске. Этот символический путь иконы из Царьграда через Корсунь и Киев обозначает сакральную ось Белой Руси и связывает её с Крымом.

Крым – это гораздо большее, чем небольшой кусочек суши у тёплого моря со сложной историей, это краеугольный камень, основа нашей цивилизации.

Алексей Дзермант, imhoclub.by