Урсула и ее комиссары
«Мы готовы, Европа готова. Мое послание простое: давайте работать», — говорит новая председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. Она заждалась: ее комиссия должна была начать работать 1 ноября, но сумела только месяц спустя — затянулась процедура назначения еврокомиссаров. И дело даже не в том, что Урсула (в европейской политической тусовке ее давно называют только по имени) потребовала соблюдать гендерный баланс при выдвижении кандидатур, а в том, что Европарламент три кандидатуры — от Венгрии, Румынии и, что неожиданно, Франции — отклонил, сославшись на конфликт интересов. Пришлось ждать новых кандидатов от стран, а потом им проходить процедуру согласования. В итоге новая Европейская комиссия — самая гендерно сбалансированная за всю историю: половина комиссаров — женщины. Урсула обещает: это только начало, а к концу ее пятилетнего президентства половина всех людей, работающих в этой структуре (а их, на минуточку, около 20 тысяч), будут женщины. Ждем трагических историй о том, как мужчин увольняют по половому признаку.
Но гендерный баланс хотя и важное обещание новой руководительницы Еврокомиссии, но не главное. Выступая в Европарламенте перед утверждением собственной кандидатуры (а она, напомню, всплыла для многих неожиданно и даже, к удивлению многолетней соратницы Ангелы Меркель, была предложена не ею, а президентом Франции Эммануэлем Макроном), фон дер Ляйен обозначила основные приоритеты работы своей комиссии. Их десять: развитие рынка труда и инвестиций, цифровая экономика, энергетика и климат, внутренний рынок, укрепление экономического и валютного союза, внешняя торговля, правосудие, миграция, укрепление роли Европы в мире и демократизация ЕС. Однако основными считаются три: борьба с изменением климата (отвечать за это будет проигравший борьбу за пост президента ЕК опытнейший Франс Тимерманс), развитие цифрового общества и цифровой экономики (это направление будет вести еще одна бывшая кандидат на пост президента ЕК Маргрет Вестагер) и укрепление роли Европы в мире (фон дер Ляйен уже заявила, что ее комиссия будет «геополитической»).
Новой комиссии с самого начала придется столкнуться с кризисами, унаследованными от предшественников. Среди них уже набивший всем оскомину брексит (судя по предварительным опросам, Борис Джонсон получит большинство в парламенте, а значит, выведет свою страну из ЕС), замедлившийся экономический рост и колебания евро, возможная новая волна миграции и расхождение во взглядах на демократические принципы в странах Западной и Восточной Европы. Между прочим, жесткое «продавливание» западных демократических норм в Восточной Европе стоило Тимермансу того самого президентства.
Урсула фон дер Ляйен говорит, что к работе готова, и обещает, что закон об искусственном интеллекте будет принят в течение первых ста дней ее президентства (обещание смелое, с учетом того, что дней 15 из этих ста приходятся на рождественские каникулы). Она будет жить прямо на работе: решила не арендовать служебную квартиру в Брюсселе, а ночевать в комнате для отдыха при рабочем кабинете. Амбициозные задачи требуют нетривиальных решений: пусть дома ее теперь не ждут.
Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ, «СБ. Беларусь сегодня»