Пять мгновений из жизни народной артистки Беларуси и СССР Галины Макаровой, по пути к признанию сменившей имя, дважды — фамилию и «помолодевшей» на три года

DOMKINO.TV

Всесоюзная бабушка из Старобина

Агату Чехович знали во всем Старобине: днем она задавала тон в девичьих играх, а вечером с мальчишками совершала набеги на соседские сады. Да, ее семья имела прекрасный сад, но у девочки ключом били, требовали выхода энергия, инициатива, лидерство. Не каждый из парней осмеливался оседлать диковинный по тем временам мотоцикл, а Агата носилась на нем, как заправский гонщик, потом станет даже чемпионкой Беларуси по мотокроссу. Неудивительно, что к энергичной, шумливой, звонкоголосой девчушке крепко прилипло прозвище Бубен.

Внучка священника, дочь белогвардейца

Окончив в Старобине школу, подалась в Минск. С большой мечтой — стать аптекарем. Для начала поработала домработницей, потом — медсестрой. Как всегда, веселила молодежь звонкими частушками, интересными историями. Природный дар кого-то скопировать, изобразить, передразнить заметил и оценил отец ее подруги, прекрасный балалаечник, чиновник Министерства культуры БССР. И порекомендовал продемонстрировать свои способности в театре.

Агата только вздохнула: куда ей? Дедушка — священник, имеет свой приход в Старобине. Отец, Климентий Чехович, был не просто офицером царской армии. В Первую мировую войну служил в ставке царя, за усердие сам государь подарил ему серебряный поднос и чайный сервиз… Потом воевал в армии Деникина. В Крыму мог сесть на корабль, с белогвардейцами податься за границу. Но одумался, вернулся в Старобин, где его ждала молодая жена с детьми. И арест. Отсидел в тюрьме. Был лишен многих гражданских прав: учиться в институте, получать продуктовые карточки. Ограничения автоматически распространялись и на семью белогвардейца.

— А об отце-офицере не обязательно всем рассказывать, тем более писать в анкетах, — намекнул умудренный жизнью балалаечник.

Девушка послушалась совета. Родные уничтожили все документы, напоминающие о прошлом семьи, отце. При выдаче нового паспорта возраст девушки определяли «по внешнему виду». Как признавалась актриса, родилась она где-то в 1916 году, но так как выглядела очень молодо, ей записали: 27 декабря 1919-го. В паспорте девушка была уже под фамилией матери — Апанщик. Агата поступила в студию Первого Белорусского драматического театра — ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы. Подруга как-то заметила: Агата — имя крестьянское, не сценическое. Заменили более звонким — Галина.

Галина Макарова в молодости.
Галина Макарова в молодости.

Иван на всю жизнь

Однажды в театр заглянул представительный офицер Иван Макаров. И с первого взгляда влюбился в энергичную актрису. Галина ответила взаимностью. В 1939 году Апанщик бросила театр, уехала с любимым на место его службы — аж на Кольский полуостров. Там стала Макаровой, и у молодой пары родился сын Эдик. В начале войны муж ушел на фронт, а Галина Макарова с ребенком переехала в Москву, где успешно прошла пробы в театр Вахтангова.

Но радость длилась не долго. С фронта супруг вернулся с молодой женщиной, так называемой полевой походной женой. Предательство мужа стало для актрисы большим ударом. Не уняло боль и предложение Ивана переехать с сыном к его матери, дескать, он будет заботиться и о них. Галина Климентьевна резко обрубила концы. В 1944 году сразу после развода переехала в Минск, где быстро завоевала известность. Именно под нее Андрей Макаенок в пьесах «Лявониха на орбите», «Трибунал» и других произведениях создавал образы мудрых, сильных духом и добрых душой белорусских женщин. Галина Климентьевна, не раз с гордостью заявлявшая: «Я — полешучка!» — привнесла на сцену Купаловского поистине народный дух, образ женщины, на первый взгляд, простоватой, но смекалистой, независимой, гордой. Что самобытная артистка убедительно доказала, сыграв шесть десятков самых разнообразных запоминающихся ролей.

Во времена творческой зрелости.
Во времена творческой зрелости.

— Впервые Галину Климентьевну я увидел подростком в каком-то кинофильме, — рассказывал известный белорусский драматург Алексей Дударев. — И подумал: зачем учиться в каких-то театральных институтах? Достаточно просто снимать женщин такими, какие они есть. Я был убежден, что Галина Макарова не играет вовсе, ее просто снимают в определенных жизненных обстоятельствах.

Всесоюзная известность пришла к Галине Макаровой поздно. Почти в 60 лет она снялась в художественном фильме «Вдовы». В картине — такая горькая тяжелая правда, что ее запретили к показу. Но, говорят, однажды на ее просмотре расчувствовался и даже прослезился сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Фильм вышел на экраны. А потом в одном из своих докладов руководитель СССР напомнил о солдатских вдовах. Вскоре им повысили пенсии.

Картину посмотрели десятки миллионов советских людей. Галину Макарову, сыгравшую роль полюбившейся героини, многие зрители стали величать Всесоюзной бабушкой. Да и семейная жизнь «бабушки» к тому времени сложилась: вышла замуж за известного актера Купаловского театра Павла Пекура, родила дочь Татьяну, которой на старости лет призналась: заботливого внимательного Павла она всегда ценила, уважала, но всю жизнь любила только Ивана…

С первым мужем Иваном Макаровым.
С первым мужем Иваном Макаровым.

Слоновьи сюрпризы

Дачный участок Галины Климентьевны летом был оазисом благоухания и уюта. Актриса просто обожала цветы. Собственными руками без всяких перчаток высаживала и лелеяла красивые растения. Одних пионов было около сотни кустов! Выписывала и от корки до корки читала журнал «Цветоводство», по его адресам рассылала во все уголки СССР письма с просьбой прислать семена редких, иногда экзотических растений. Например, тех же эдельвейсов, которых и в родных-то для них горах нечасто встретишь. Иногда Макарова, отработав утром на репетиции, а вечером — на спектакле, возвращалась домой очень поздно. И тут же бежала полоть, подкармливать, поливать свои эдельвейсы и другие цветы. Можно представить состояние соседей, когда в полночь они видели женщину, копающуюся на грядке при лунном свете…

Как-то вычитала: конские удобрения лучше коровьих и совсем уж замечательные — от африканского слона. А тут как раз в Минском цирке дрессировщик с группой слонов стал работать… Галина Климентьевна — в дирекцию цирка: «Мне бы мешочек из-под этого, с хоботом!..» Кто же откажет известной артистке, да еще в такой «экзотической» просьбе? Упаковала она слоновьи лепешки так, чтобы даже самая капризная дамочка в электричке не воротила нос от довольно объемной сумки. И повезла необычный груз на дачу. В электричке задремала, а когда проснулась — бесценного слоновьего «эликсира» рядом не оказалось. Умыкнули сумку-то. Воры были уверены, что известная народная артистка везет в ней богатства несметные… Потом, рассказывая об этом забавном случае, Галина Климентьевна смеясь и говорила: мол, готова еще раз поусердствовать возле слонов, чтобы посмотреть на выражение лиц тех, кто потрошил ее «сокровища»… Слушатели от смеха за животы хватались — Макарова всегда отличалась остроумием, неожиданными точными сравнениями и выводами.

Чемпионка республики по мотокроссу 1937 года.
Чемпионка республики по мотокроссу 1937 года.

Красота в душе и руках

Зная цветочное пристрастие Галины Климентьевны, поклонники не раз дарили ей шикарные букеты. А однажды артистка получила цветы и коробку конфет вовсе не за сценическое мастерство…

Какой-то подвыпивший мужичок, не рассчитав свои силы, не дошел до дома и прилег на скамейку. Уснул. К счастью, острых реплик, едких комментариев в свой адрес от проходивших мимо людей он не слышал. Поздно вечером, возвращаясь после спектакля, Галина Климентьевна увидела «отдыхающего». Поднялась в свою квартиру за постельными принадлежностями. А вернувшись, накрыла бедолагу одеялом, подложила ему под голову подушку. Утром проспавшийся мужчина купил цветы и сладости и стал искать благодетельницу. Местные жители безошибочно указали ему квартиру доброй женщины…

У простой и общительной Галины Макаровой было много друзей, настоящих ценителей прекрасного, знатоков искусства. И все они покидали квартиру народной артистки изумленными, потрясенными. Нет, там не было персидских ковров, заморских мехов или бриллиантов. На стенах и подушках висело множество прекрасных картин, вышитых руками хозяйки. Вот уж поистине талантливый человек талантлив во всем.

— Ваши вышивки украсят любую выставку, — не раз говорили знатоки рукоделия.

— Что вы! — отмахивалась Макарова. — Это просто так, для души.

Без дела она не могла просидеть ни минуты. Сына и дочь тоже приучала к труду чуть ли не с пеленок. Детей Галина Климентьевна любила безумно. Причем не только своих. Как-то встретила на улице шедший на экскурсию класс — и всем ребятишкам купила по мороженому. А однажды даже решила удочерить сироту. Долго навещала больную в палате и сильно переживала, что задумка не осуществилась — девочка страдала тяжелой формой лейкемии. В Керчи во время съемок фильма «Улица младшего сына» Галина Макарова привязалась к многодетной полуголодной семье. В течение месяца носила продукты, одежду. Очень просила несчастную мать отдать ей на воспитание особо полюбившуюся беззащитную девочку. Опять осечка…

Со вторым мужем Павлом Пекуром и дочерью Таней.
Со вторым мужем Павлом Пекуром и дочерью Таней.

Неразрывные нити

Общительную неунывающую Галину Климентьевну часто посещали коллеги из родного Купаловского театра, московские звезды Клавдия Шульженко, Глеб Стриженов, Роман Филиппов, Юрий Саранцев. Но с особым душевным трепетом ждала и принимала хозяйка гостей из Старобина, где в далеком детстве водила за собой ватаги ребят, купалась, загорала на берегу Случи, мечтая о будущем. Щедрые угощения, подарки, бесконечные воспоминания, песни…

— И сегодня мы бережно храним память о нашей славной землячке, поистине народной артистке Галине Макаровой. Ее именем в городском поселке названа улица, интересные экспонаты демонстрируются в школе, где она училась, — рассказывает директор Старобинского филиала государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи Солигорского района» Тамара Савицкая. — Сотни взрослых и ребят посещают в нашем центре музей народной артистки СССР Галины Макаровой. В экспозиции представлено более 160 экспонатов, в том числе личные вещи актрисы: рукописный рабочий дневник, семейные фото, любимый платок, очки, пенсионное удостоверение, медаль имени Попова…

Посетители с интересом узнают, что дочь Галины Климентьевны Татьяна увлекалась фигурным катанием, занималась музыкой, после окончания школы поступила в Институт иностранных языков, затем окончила режиссерские курсы и тридцать лет отработала на телевидении. Сын Эдуард окончил университет имени Баумана, был референтом Президента СССР Михаила Горбачева, но отказался работать в администрации непредсказуемого Бориса Ельцина…

В музее Галины Макаровой.
В музее Галины Макаровой.

Посещают музей и представители старшего поколения из соседних республик. Для многих из них Галина Макарова так и осталась любимой «Всесоюзной бабушкой»…

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

Макарова стала легендой еще при жизни. В 1967 году — звание народной артистки БССР, в 1980-м — СССР. Награждена орденом Ленина.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Впервые снявшись в картине «Счастье надо беречь» в 1958 году, Галина Макарова сыграла в кино более 70 ролей. Вот некоторые фильмы, в которых она снималась:

«Альпийская баллада» — Пелагея (1965).

«Вдовы» — Александра Матвеевна Громова (1976).

«Молодая жена» — бабушка Агаша (1978).

«Родное дело» — Гоголиха (1979).

«Штормовое предупреждение» — Макарьевна (1981).

«Кафедра» — Дарья Степановна (1982).

«Белые Росы» — Матрена (1983).

«Неизвестный солдат» — Клавдия Григорьевна Иванцова (1984).

«Берега в тумане» — Авдотья Ефимовна (1985).

«Не ходите, девки, замуж» — бабуся-«чумичка» (1985).

«Противостояние» — Клавдия Егоровна Ефремова (1985).

«К расследованию приступить» — Клавдия Тимофеевна (1987).

«Выживший» — бабка Маруся (1991).

«Белые одежды» — Прасковья (1992).

«На тебя уповаю» — Матвеевна (1992).

ЗНАКОВЫЕ РОЛИ В ТЕАТРЕ

Лушка — «Лявониха на орбите» А. Макаенка.

Агата — «Павлинка» Я. Купалы.

Дятличиха — «Люди на болоте» по И. Мележу.

Ганна — «Вечер» А. Дударева.

Дарья — «Последний шанс» В. Быкова.

Матрена — «На крутом повороте» К. Губаревича.

Колхозница — «Врата бессмертия» К. Крапивы.

Санитарка — «Платон Кречет» А. Корнейчука.

Таня — «Падь серебряная» Н. Погодина.

Тетя Катя — «Кто смеется последним» К. Крапивы.

Таня — «Хозяйка зимовья» А. Арбузова.

Кормилица — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.

Старуха — «Святая простота» А. Макаенка.

Лизавета — «В метель» Л. Леонова.

Марфа Петровна — «Русские люди» К. Симонова.

Оксана Сметанкина — «Таблетку под язык» А. Макаенка.

Кабаниха — «Гроза» А. Островского.

Квашня — «На дне» М. Горького.

Старая вдова из Флоренции — «Конец — делу венец» У. Шекспира.

Полина — «Трибунал» А. Макаенка.