Три пункта, политические шаги и финальный аккорд
На сайте главы украинского государства обнародованы общие согласованные выводы парижского саммита в «нормандском формате», из которых видно, чего достигли на переговорах. Коммюнике состоит из трех пунктов, касающихся военной ситуации, политических шагов и финального аккорда будущего Донбасса — местных выборов.
Стороны договорились по введению бессрочного режима прекращения огня до конца года. По обмену заключенными по принципу «всех на всех». По трем дополнительным участкам разведения с целью разведения сил и средств до конца марта 2020 года.
Украина обязуется также инкорпорировать формулу Штайнмайера в украинское законодательство. Участники саммита договорились придерживаться формулы Штайнмайера, в частности, в вопросе наделения Донбасса особым статусом на время проведения там местных выборов. Если они будут признаны соответствующими всем критериям ОБСЕ, этот статус будет возможно ввести на постоянной основе.
Но пока, как объявил Зеленский, закон об особом статусе Донбасса будет продлен на год и продолжит действовать как временный.
Итак, из всего вышеуказанного следует, что парижская встреча лидеров «нормандской четверки» не из серии «пан или пропал». Президент Зеленский обозначил итоги словом «ничья»…
Что же самое главное во встрече и договоренностях «нормандской четверки» в Париже?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, из-за чего такие встречи прервались и не проводились целых три года. Дипломатическое затишье объясняется тем, что определенные силы в Украине сделали ставку на срыв минских соглашений и даже чуть ли не на выход из них. Тогда Москва посчитала бессмысленным продолжать встречи на высшем уровне в «нормандском формате».
И только приход к власти Владимира Зеленского позволил вновь вернуться к поэтапному выполнению минских соглашений.
Надо понимать, что только возврат Киева к минским соглашениям и ничто другое позволил сегодня осуществить разморозку «нормандского формата». На основе минских соглашений произошло размораживание позиций как украинских, так и российских.
Нормандская встреча доказала, по общему мнению его участников, безальтернативность минских соглашений.
Но что такое минские соглашения в политической их части? Это особый статус Донбасса и местные выборы. Из текста, опубликованного на сайте президента Украины, мы видим, что Владимир Зеленский подписался под этими шагами. Он принял положение: есть минские соглашения, их надо выполнять. Он проявил политическую волю, несмотря на все разговоры о «здрадзе» и угрожающие майданы.
Это и есть прорывная точка, если Зеленский сможет довести дело до конца.
Но одновременно это и проверка Запада. Президент Франции радостно озвучил совместное коммюнике, согласно которому минские соглашения по Донбассу продолжают оставаться базисом работы в «нормандском формате».
Однако мало сегодня лишь только говорить, как важно выполнять минские соглашения. Нужно помогать это делать. Нужно мотивировать прозападный украинский класс на поддержку дискурса Зеленского. Прошлые события на Майдане доказали, что у Запада есть такие ресурсы и рычаги, которые в 2014-м поддержали курс на внутриполитический конфликт в Украине. Теперь нужно проявить единую волю Запада для мира. И первый шаг Нормандия (так неофициально называют переговоры в «нормандском формате») сделала, вернув процесс в минское русло. В Минске этому рады.
Нина РОМАНОВА, «СБ. Беларусь сегодня»