9 декабря в официальной резиденции президента Франции — Елисейском дворце в Париже, состоится встреча Эммануэля Макрона, Ангелы Меркель, Владимира Зеленского и Владимира Путина. Естественно, что главной темой предстоящих переговоров станет многострадальный Донбасс и поиск путей разрешения конфликта на востоке Украины.
С одной стороны, Украина прекрасно понимает, что без диалога с Россией ей не обойтись. С другой, официальный Киев то и дело ставит такие условия, на которые Москва никогда не пойдет. Как в этой ситуации поведет себя украинский президент, не имеющий ни политического ни дипломатического опыта, неизвестно. Но очевидно одно: скорее всего эта встреча никаких результатов не принесет, а ее последствия для Украины в любом случае будут плачевны.
Согласно официальному заявлению украинской стороны, президент Владимир Зеленский намерен поднять в Париже три ключевых вопроса: обмен пленными с конкретными сроками, вывод войск с неподконтрольной Украине территории, прекращение огня и перемирие.
При этом, к возможному провалу на переговорах во Франции Офис президента Украины начал готовится за неделю до встречи Нормандской четверки. Так, 2 декабря, на официальной странице в Facebook Владимир Зеленский опубликовал сообщение, в котором говорится, что в случае «печального итога» у него есть некий запасной «план Б», детали которого он решил не раскрывать.
При этом, чтобы не признавать свое поражение, украинский лидер поспешил возложить ответственность за провал на Россию. Мол, недоговороспобной окажется именно Москва. А что бы окончательно не потерять лицо и доказать всему миру свою значимость, украинский президент гордо заявил, что кроме вопроса перемирия он обязательно поднимет во Франции вопрос возвращение Крыма и новый контракт с «Газпромом». И если с газом все более-менее понятно, то о Крыме Кремль говорить отказывается категорически:
«Здесь никакой реакции Кремля быть не может. Собственно, какое-либо обсуждение темы Крыма невозможно. Об этом неоднократно говорилось на самых различных уровнях», — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Спикер российского президента также добавил, что даже если украинская сторона и затронет «больную тему», к срыву переговорного процесса это не приведет:
«Владимир Путин даст развернутые и последовательные ответы, если Владимир Зеленский задаст вопрос о Крыме», — добавил Дмитрий Песков.
По мнению многих украинских экспертов, вопросы Крыма и газа в данный момент Владимира Зеленского должны волновать меньше всего. И уж тем более в «формат» Нормандской встречи они никак не вписываются.
По словам президента Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаила Гончара, если Украина, пользуясь случаем, отойдет в Париже от главного вопроса — перемирия на Донбассе, а вместо этого начнет в очередной раз требовать вернуть Крым и предоставить скидку на газ, то переговоры будут обречены на провал:
«Телефонный разговор между президентами Украины и России 25 ноября, заявления министра энергетики Алексея Оржеля по газу и скидке, которую мы пустим на субсидии в случае прямых поставок российского газа в Украину, свидетельствует о том, что никакой продуманной переговорной позиции у Владимира Зеленского нет. Более того, они ее не готовили и не готовят», — полагает эксперт.
Поэтому, как считает Михаил Гончар, прежде всего Киеву нужно говорить об освобождении всех пленных и только потом поднимать вопрос об урегулировании конфликта.
Пожалуй, единственным «козырем», которым Украина может похвастаться в Париже, является выполнение ею т. н. «формулы Штайенмайера», которое и было главным условием того, чтобы лидеры Франции, Германии, России и Украины сели за стол переговоров 9 декабря. Но это, как мы помним, вызвало бурю протеста у националистического меньшинства и радикалов, всеми силами пытающихся сорвать любые переговоры с Россией.
В частности, речь идет о достигнутой договоренности по разведению войск с обоих сторон на трех участках линии разграничения: № 1 в районе поселка Станица Луганская, № 2 в районе города Золотое Луганской области и №3 в районе Петровского Луганской области. Киев на эти условия пошел и теперь полагает, что настала очередь выполнять свои обязательства Москве.
Однако в Кремле так не считают и по-прежнему настаивают не только на принятии нового закона об особом статусе Донбасса, или продлении закона, срок действия которого заканчивается 31 декабря 2019 года, но и на разведении войск по всей линии фронта.
Так как Киев и Москва до сих пор имеют разные взгляды на одни и те же вопросы, Германия и Франция на этой встрече, скорее всего, займет позицию не арбитров, а наблюдателей.
Принять сторону только Киева, который не учитывает «интересов» Москвы, Париж и Берлин не могут. Как не могут и не считаться с Россией, от которой зависят и политически, и экономически.
О чем бы Владимир Зеленский и Владимир Путин не договорились бы в Париже, на Украине всегда найдутся те, кто будут против любого сценария по решению конфликта. А учитывая некую тенденцию к выполнению Украиной условий «той стороны», можно смело утверждать, что победителем на Нормандской встрече окажется именно российский лидер.
Причина тому проста: Владимир Зеленский не только несостоятелен, как дипломат и политик, но и пытается одновременно усидеть на двух стульях, желая угодить и своему электорату и не разозлить радикалов.
Накануне встречи во Франции украинский президент дал интервью четырем зарубежным изданиям: «Spiegel», «Time», «Le Monde» и «Gazeta Wyborcza», рассказав журналистам о своей дальнейшей тактике в случае, (как бы это помягче сказать), «капитуляции» перед Россией:
«В любом случае я не начну войну на Донбассе. Однако я знаю, что есть много горячих голов, особенно тех, кто в настоящее время гуляет по улицам, говоря: «Вперед, мы готовы отвоевать Донбасс!» Но какой ценой?» — заявил украинский президент.
А ведь это не просто «горячие головы», а националистически и радикально настроенная часть Украины, которая не простит Владимиру Зеленскому ни одного промаха.
По мнению украинского политического журналиста Вячеслава Чечило, если Владимир Зеленский на встрече в Париже пойдет хоть на какие-то уступки России, то украинские радикалы его просто «порвут»:
«Я вот не очень понимаю, чего Зеленский так настойчиво хочет съездить в Париж. Если он пойдет там на какие-то уступки, то его порвут здесь местные «патриоты» и, конечно же, ничего реализовать не дадут. Если не пойдет, то с ним просто перестанут вовсе вести какие-либо переговоры. Как их перестали в своей время вести с Порошенко. Какая цель поездки?», — задается вопросом журналист.
В том, что мирный процесс будет сорван украинскими националистами, сомнений нет ни у кого. Владимир Зеленский еще даже не улетел в Париж, а в Киеве ему уже грозят по возвращению из Франции «теплой встречей» у стен Офиса президента:
«Мы говорим Зеленскому и всем тем, кто туда едет: у вас не получится продать Украину, у вас не получится подписать капитуляцию, какие бы условия вам ни выдвигали. Потому, что мы НЕ сдадимся и продолжим борьбу», — заявил член Радикальной партии Дмитрий Линько.
Столь же категоричен, а скорее истеричен в своем заявлении был и экс-президент Украины Петр Порошенко:
«Я хотел бы обратиться с советами к участникам саммит, в том числе от Украины, и к тем, кто на сегодняшний день пытается, как они сейчас утверждают, «идти на решительные компромиссы». Решительные компромиссы с Путиным означают поражение. Решительные компромиссы с Путиным означают капитуляцию. Умоляю, не верьте Путину. Цель Путина — не мир», — заявив экс-президент.
Единым фронтом против Владимира Зеленского выступили и все украинские радикалы: ВО «Свобода», «Правый сектор», ДУК Дмитрия Яроша и «Национальный корпус»., (бывший «Азов»). По словам лидера «НС» Андрея Билецкого, все «украинские патриоты» выступают категорически против не только особого статуса для ЛДНР, но и любого отвода украинских войск от линии разграничения. И если это произойдет, угрозы превратятся в действие.
С другой стороны, неизвестно, что для Владимира Зеленского сейчас страшнее: акции протестов радикалов или потеря доверия большей части населения, все же стремящейся к перемирию.
По мнению эксперта по политическим вопросам Руслана Бортника, второе для президента все же страшнее:
«Если он достигнет какого-то результата и подпишет какую-то дорожную карту, часть общества будет протестовать, потому что эта часть общества желает войны до победного конца. Но только на первый взгляд протест более опасен, чем разочарование. С протестом можно всегда справиться. А с разочарованием ничего не сделаешь», — заявил политолог в эфире телеканала «News One».
Пока готовился материал…
Тем временем активисты т. н. «Движения сопротивления капитуляции» анонсировали на 8 декабря очередную масштабную акцию протеста под стенами Офиса президента, пригрозив Владимиру Зеленскому новым «майданом».
Олег ПОНОМАРЕВ, imhoclub.by