Попытка осмысления личных впечатлений от успешно прошедших в стране выборов

Мы выбираем, нас проверяют…

Лично у меня от прошедших выборов осталось впечатление некой непрерывной, да еще и нарастающей, провокации. То, что она в итоге не удалась – это хорошо. Но осадок (повторю: лично у меня) остался.

Ощущения

Вспоминается такой сумбурный калейдоскоп: вот кандидаты в депутаты свой «законный пикет» отдают невесть кому – покричать за легализацию наркоты, например. А другие вместе с доверенными лицами демонстративно чего-то там жгут. Так вы зачем народу голову дурили, вы ж и не собирались народными избранниками становиться?

Вот нежная первокурсница тайно снимает видео с кураторского часа и пересылает «Нашай Нiве». Та его публикует и сразу скорбит: «Теперь одногруппники называют ее крысой…» Это пишут те, кого ночью разбуди и спроси про Павлика Морозова, не замедлят с ответом: «Гнида». Кстати, та куратор своих студентов, по напечатанному же, «настойчиво убеждала проголосовать». И что в этом плохого? А что она должна была сделать – убедительно отговаривать? Так это статья…

Вот кандидат в депутаты из Орши, коего «за призыв «Фальшивым выборам баста» сняли с выборов», – жалуются независимые сайты. Так если баста, чего ты регистрировался кандидатом? Что хотел делать-то все годы депутатства? Кроме вот этого однократного выхлопа – чего-то делать думал вообще? Ну, сказал бы…

Вот столичный кандидат, который уверен, что за него голосовала «вся общага». Кореша так сказали, пацаны ж врать не будут? Поэтому они с друганом требуют, чтобы кто-то пересчитал голоса вот прямо на участке. А хоть и  милиционер? А какая разница?

А вот партии и оргкомитеты по их созданию (то есть вообще непонятно кто, если честно), которые понасовали в свои списки кандидатов в депутаты по принципу, как в народе говорят, «и вошь, и жабу». Люди знать не знают, кто такие, программы никакой толком нет. А если и есть набор тезисов, то наизусть не помнят, разговаривают косноязычно… Бабушка моя, помню, в сердцах говорила: «Абы што».

Неудивительно, что одни вообще до регистрации не дошли (физически не дотопали, ножками), другие подписи заленились собирать (это ж потрудиться надо, да?), третьи собирали, да не собрали. «Власти сняли с выборов самых ярких кандидатов», — заходятся сайты. Ай, бросьте. И не яркие они, и никто их, по сути, не снимал, больно надо. Сами все профукали, сами.

Осмысление

И вот тут у меня вопрос: политическая партия – она ведь существует для обретения власти, правильно? Называющий себя политиком человек обязан добиваться влияния – хоть на уровне микрорайона, хоть в своей деревне, так ведь? Не в интернете, заметим, не в своем блоге и не на сайтах, будь они хоть трижды независимыми. А в реальной жизни, борясь с взаправдашними соперниками, преодолевая настоящие трудности и решая хоть какие-то проблемы людей. Своих потенциальных избирателей. Ведь так?

А «оппозиция» – назовем так и несостоявшихся кандидатов, и отчисленных наблюдателей, и все это с криками живописующие медиа, – такое ощущение, хотела на этих выборах только потрепать нервы. Конкретным людям, отдельным чиновникам и государству в целом. Что сказать: ну – потрепали. Так это задача для склочной жены, а не для политического деятеля или независимого журналиста.

Политическая борьба – это именно что борьба. Ей нужно учиться, приемами овладеть, силу с выносливостью подкачать. И главное – нужно бороться. С совершенно реальными соперниками, которые тоже борются. Да хоть на ваш сакральный запад посмотрите, как они там, не щадя животов. Знаете, что мне один деятель ответил на это? Там, говорит, они за финансирование бьются, а нам тут за что? У меня аж руки опустились: ты сначала бороться научись да на ковер хоть раз до конца выйди, потом заговаривай о призах.

А по всем демократическим понятиям – возьми и добейся. Сам. В той самой политической борьбе, которой ты, на самом деле, просто боишься.

Наша оппозиция, как по мне, наглядно продемонстрировала: власть ей не сильно-то и нужна. И, главное: она вообще к власти не готова, ни к какой, даже на уровне сельсовета. Оппозиции нашей очень удобно в ее нынешнем состоянии, более того – выгодно. Ибо средства какие-то откуда-нибудь да придут, а вот ответственности – ноль. То есть можно и рот иногда раскрыть широко, и потом даже положить в него чего-нибудь. Чем не жизнь?

Однако скажите, способствует вот такое поведение отечественных «оппов» развитию родной (и для них) страны? По-моему, никак нет. Какой смысл во всех этих требованиях не давать визы, звонках в Брюссель, криках о фальшивости, лжепикетах и прочих имитациях бурной деятельности? Неужели только шкурный? Но тогда о чем конструктивном можно вести разговор? Вот вам и «оппозиция», вот вам и «политики».

Результаты

Еще тенденции, которыми для меня прошедшие выборы отметились. Очевидно желание наших «оппозиционных медиа» вкупе с такими же партиями, движениями и отдельными деятелями освоить технологию «постправды». Это, коротко говоря, когда информационный поток намеренно конструируется так, чтобы создать виртуальное подобие действительности, отличное от реально происходящего. И добиться, чтобы общественное мнение опиралось не на факты, а на генерируемые ими и этой виртуальной реальностью эмоции.

Мне, поверьте, искренне жаль таких людей. Ведь виртуальность, которую они не покладая рук пытаются создать, — она и на них самих действует. Днями они ходят по улицам не своей, а «этой» страны, спать ложатся с проклятиями и угрозами. А утро их встречает приветливым: «Довели страну». Или еще хуже: рассветной тоской типа «Боже, за что я еще здесь?» От всего сердца хочется послать им хоть один хороший сон, хоть бы даже и про «юбилей Сущевской пожарной части».

Потому как проснувшись от тяжелого сна, они пытаются напугать и нас с вами — обычных избирателей, рядовых членов комиссий, честно пошедших за выборами наблюдать, голосующих досрочно, – всех бодрствующих. Моральное давление, озвученные угрозы, пробы заклеймить, вызвать осуждение в близком окружении – вот их было за всю компанию чересчур даже много. Тех, кто под такие молотки попал, могу утешить: это они от недосыпа. И от безрезультатности. В бессильной злобе, как говорилось в легендарном фильме «Неуловимые мстители».

Закрылись в бане, куда свет приходит лишь сквозь мутное окошко, и пугают друг друга: там, мол, на улице «вдоль дороги мертвые с косами стоят… и тишина». Так вот – брехня это. Брехня.

И — провокации. Членов комиссий – на ошибки, председателей – на нервы, правоохранителей – на действия, власти – на реакцию. А все общество – на общее раздражение. Но вот эти вещи творились не от безделья или природной вредности. Ведь зримо видно, как «шшупали»: а так пройдет? Может, вот так получится? А если таким боком – есть реакция? Окей, давайте еще и вона как попробуем…

Мы поняли. Надо просто выучить и этот урок. Спокойно, разумно, взвешенно, всем обществом, всеми его институтами сделать домашнее задание. Ведь провоцировать будут снова и снова. Поэтому надо понимать: кто, где, как, кого.

Зачем и кому выгодно – это мы уже поняли. И выборы, заметим, прошли в целом спокойно и достойно. Имеем сразу два неплохих результата, что хорошо. 

ТОЛЬКО ФАКТЫ

  • Витебский-Чкаловский избирательный округ № 18, участок для голосования № 51: «лишен аккредитации Яскевич И.Д. (член ОГП), доверенное лицо кандидата Яскевич И.Г., – за нетактичное поведение, мешал работе участковой комиссии».
  • Новополоцкий округ № 24, участок № 19: «удалена Канциял В.Д. (РПОО «Белорусский Хельсинкский комитет») – за ведение видеосъемки при подсчете голосов».
  • Участок № 69: «удалены Шабуня Е.А. (ОГП), Климова М.Л. (БНФ) – за видеосъемку и выкрикивания оскорблений в адрес комиссии и учреждения».
  • Пинский округ № 14, участок № 4: «удален наблюдатель Д. Тарасюк, доверенное лицо кандидата Д. Кудренка, – подходил к избирательной урне, громко высказывался, мешал избирателям и работе комиссии».
  • Юго-Западный (Минск) округ № 99, участок № 286: «задержаны правоохранительными органами кандидат С. Шашок и его доверенное лицо П. Маркелов – требовали повторного пересчета голосов у избирательной комиссии».
  • Участок № 409 (Минск): «удалены правоохранителями пришедшие аккредитоваться Садовский и Римашевский – постоянно вели видеосъемку и спровоцировали конфликт с зашедшими вслед за ними людьми с запахом спиртного».
  • Минский участок № 365: «удален правоохранителями блогер Димасик-Карисик в состоянии алкогольного опьянения – был в одежде тюремного заключенного, отказался показывать паспорт и заявил, что он голосует там, где захочет».

Картина, как говорится, маслом. И даже где-то с отчетливым запашком…

Андрей МУКОВОЗЧИК, «СБ.Беларусь сегодня»