Наша вера. На том и стоим

Жировичская икона Божьей Матери и Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь – культурное наследие Беларуси. Будущей весной у этих двух святынь праздник: обретению чудотворной иконы – 550 лет и монастырю – 500.

Недавно корреспонденты газеты «7 дней» побывали в Жировичах. Полюбовались на красоту храмов монастыря, величие их куполов, поклонились иконе Жировичской Божьей Матери, посетили духовную семинарию, где готовятся к служению православные священники. Какие тайны хранит 500-летний монастырь, много ли там послушников? На эти и другие вопросы любезно согласился ответить иеромонах Евстафий (Халиманков). Беседовали мы в одной из аудиторий семинарии, которую окончил когда-то и сам иеромонах.

500 лет молитв

– В Беларуси около 30 православных монастырей. Женских больше и они крупнее по численности: только в Свято-Елизаветинском – более 100 сестер. И это не удивительно, ведь и в Церкви количественно больше женщин. Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь – самый прославленный и самый большой из мужских монастырей Беларуси, здесь несут службу 36 человек монашествующей братии.

2

Отец Евстафий уверен, что особых тайн их обитель не хранит. Может, какие-то и были, но о них не известно. Нет и легенд.

А как же явление образа Божьей Матери детям в лесной чаще? Ведь благодаря этому чуду и был построен первый храм – Пресвятой Богородицы, с которого началось строительство монастыря. Разве это не легенда?

– Нет. Уверен, что это реальное событие и настоящее чудо, – отмечает наш гид по монастырской, в основном закрытой для мирян жизни.

Собеседник убежден: и в наши дни случаются чудеса, но не так часто, как раньше.

– Причина этого – оскудение веры, – считает монах. – До революции, трагическое событие которой недавно мы отмечали (это никакой не праздник!), люди были другими. И в религиозном плане, и в морально-нравственном. Давайте посмотрим на современный мир…

Отец Евстафий знает ответ и на вопрос, почему несчастный человек идет в церковь за чудом и, не получив его, отправляется бог весть куда:

– В церкви чудо приводит человека к Богу. Если человеку Бог не нужен, а он хочет его использовать в утилитарных целях, тогда он идет к экстрасенсам и колдунам, а это неправильно. Это ложный путь.

…Так что если вам к Богу, то приезжайте в Свято-Успенский мужской монастырь, комплекс которого – один из самых масштабных архитектурных ансамблей XVII–XVIII веков на территории страны. В него входят Явленская, Крестовоздвиженская церкви, Успенский собор, колокольня, зимний храм Николая Чудотворца, церковь Георгия Победоносца, жилой монастырский комплекс, семинария, ряд хозяйственно-бытовых построек, зоопарк «Эдемский сад».

За свою историю монастырь ни разу не закрывался. Он хранил преемственность традиций на протяжении пяти столетий!

Духовно и архитектурно органично к комплексу Жировичского монастыря примыкает Минская духовная семинария, ректор которой – архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий – настоятель Жировичского монастыря.

Не скроем, очень хотелось, хотя бы одним глазком посмотреть, как живут насельники, но не получилось. Однако иеромонах Евстафий постарался подробно рассказать о том, как проходят будни братьев, населяющих монастырь.

– Утром в 5:20 брат, дежурящий на вахте, звонит в колокольчик. Услышав его звон, все просыпаются, приводят себя в порядок и идут к 6:00 на службу – полуночницу и литургию. Зимой богослужения идут в небольшой церкви Николая Чудотворца, которую проще отапливать. Службы в Успенском соборе – только по воскресеньям и церковным праздникам.

Далее, в девятом часу, – завтрак. Едим в основном овощи (капуста, свекла, картофель, каши (овсяная, например), бутерброд с маслом, яйцо. В меню монахов мяса нет.

Потом каждый монах отправляется выполнять свои индивидуальные послушания: кто – на огород, кто – в мастерские, кто – в молочный цех… «Труды» могут быть постоянными, если человек с ними справляется. Если нет – послушника переводят на другой участок, – сообщает наш рассказчик.

Так как хозяйство мужской обители большое, для его обслуживания нанимают и обычных людей – в основном жителей агрогородка Жировичи, но многие обязанности лежат исключительно на монастырской братии. Если они, конечно, здоровы, а если заболели, то лечатся травами и молитвами?

– Да, если что-то незначительное, то травами. Но если болезнь серьезная – обращаемся к врачам, – отвечает иеромонах. – На болезни Господь нам дал врачей: все мы живем в ХХI веке и к услугам общества – современная медицина.

Как стало ясно из рассказа собеседника, главное в монастырской жизни – молитвы и труды.

А как становятся монахами: откуда появляются столь редкие для страны кадры?

Как оказалось, из народа. Взять, к примеру, самого иеромонаха. Когда он переступил порог Минской духовной семинарии, его звали Юрий Олегович Халиманков. До приезда в Жировичи получил высшее образование в Белорусском университете культуры, где приобрел знания по самым разным светским наукам, в том числе драматургии. Теперь по долгу монашеской службы научился распознавать истоки драматических хитросплетений человеческих характеров и судеб.

Мы не могли не спросить его о том, могут ли быть у монаха свои увлечения. Могут, ответил наш рассказчик. Живя монастырской жизнью, иеромонах часто читает: в его небольшой комнате много книг. Не меньше – в электронном виде. В числе последних прочитанных – книга Дмитрия Быкова о Пастернаке. А еще выпускник университета культуры неравнодушен к живописи. Один из его любимых художников – импрессионист Клод Моне, подлинниками которого во время заграничной командировки ему удалось полюбоваться в Париже. В келье картин нет.

Бог уважает свободный выбор

Монахи обычно знают ответы на многие вопросы прихожан. Пользуясь случаем, и мы задали иеромонаху Евстафию несколько вопросов.

– Ваше Преподобие, почему человек не получает того, чего хочет больше всего (одни хотят семью, другие – счастья детям, третьи – денег)?

– Если у Бога что-то просить, он, как правило, это дает. Но не всегда, когда мы того хотим.

Советская поговорка о том, что человек – кузнец своего счастья, по большей части верная. Человек – свободное существо. Он сам решает, как ему жить. Бог уважает свободный выбор человека.

Если говорить о детях, то они – продукт нашего воспитания. Мы несем ответственность за то, какими их вырастили. Ребенок еще в утробе начинает приобщаться к Богу, если его мать молится, причащается… И это неправда, что характер ребенка полностью зависит от его генов, – уверяет богослов журналистку, заметившую, что генетики считают: 90% характера – это гены. – Если бы это было так, то можно было бы сразу ставить на человеке крест.

– Как вы относитесь к утверждению, что если объехать, например, 40 монастырей, то Господь тебе обязательно поможет?

– Если это просто магический акт, то такая практика «объезда» не работает. Однако если человек станет посещать монастыри и молиться в них, то, несомненно, будет результат его молитвам.

– Иногда, проходя мимо церкви, очень хочу зайти, но не имея соответствующего дресс-кода (без платка, а то и вовсе в джинсах), прохожу мимо…

– Хочется – зайдите. Отсутствие платка и даже то, что на вас брюки, не должно останавливать. Но при этом нужно иметь в виду, что вам может встретиться какая-нибудь бабушка и укорить: вы нарушаете правила… Если вы целенаправленно идете в храм, собираясь туда, учтите традиции, чтобы не смущать никого.

– Девушка из семьи с православными корнями собралась замуж за мусульманина. Что об этом думает православная церковь?

– У человека есть право выбора. Но с христианской, канонической точки зрения не можем создавать семью с мусульманином. Даже с человеческой точки зрения не советую, тем более если это иностранец.

– А еще женщины спрашивают: разводиться ли им, если их вторая половина изменяет (бьет)?

– На такие вопросы можно получить ответы только в частной беседе. Это слишком личный вопрос, требующий знания ситуации в семье. Тем не менее прелюбодеяние – веский повод для развода.

Также никому нельзя позволять повышать на вас голос и тем более поднимать руку. Часто это происходит потому, что люди женятся, мало узнав друг друга. Повысил голос, замахнулся – сделай так, чтобы это не повторилось никогда, обратись в общество по борьбе с насилием.

– Человек смертен, и каждый из нас задумывается, что когда-то придет и его час. Ваше Преподобие, как бы вы хотели умереть?

– У христианина есть молитва, в которой он просит у Бога «не постыдной кончины, мирной и безгрешной». Человек перед смертью должен исповедаться, причаститься, подготовиться. Когда мы хотим встретить дорогого гостя, то приводим себя в соответствующий вид. Так и христиане готовят себя к встрече с Христом. Если для человека неверующего смерть – это что-то страшное и непонятное, то для христианина – лишь смена формы бытия, переход в жизнь вечную, долгожданная встреча с Богом.

Духовный путь

Будущее православной церкви в Беларуси, ее монастырей – это Минская духовная семинария и молодежь, которая обучается богословию и иным наукам в этом высшем духовном заведении. Несмотря на присутствие в ее названии слова «Минская», семинария расположена рядом с Жировичским мужским монастырем и является одной частью его архитектурного комплекса.

Приятное впечатление оставило знакомство с семинаристами, их рассказы о родителях и том, как выбирали свой жизненный путь. Нашим гидом по монастырю и семинарии стал третьекурсник Александр Дубай. Так как Александр – один из тех, кому приходится в дни наибольшего наплыва паломников и туристов проводить до 20 (!) экскурсий в день, он был готов ответить на любой наш вопрос. Саша родом из Волковыска. Его (а также его маму) в православный храм привел отец. В результате мама перешла из католической веры в православную, а Саша не только проникся православием, но и решил связать свою судьбу с Церковью.

Познакомились мы также и с семинаристами Алексеем Бучиком, Андреем Новаком и Русланом Парфенюком. Все аккуратно стрижены, подтянуты. Форма – почти армейская, даже флотская: кителя как у мичманов. Минчанин Алексей пришел в семинарию после окончания БНТУ. У Руслана отец мусульманин, азербайджанец, женившийся на православной белоруске.

Украинец Андрей Новак приехал в Минскую духовную семинарию из города Сарны Ровенской области. Он – из семьи священника. Жировичи выбрал не случайно. Здесь, в семинарии, учился и его отец, который в Беларуси встретил будущую маму Андрея – свою суженую, матушку.

А как у семинаристов дела с поисками будущих жен? Ребята дружно заверили, что проблем нет. Во-первых, у Минской духовной семинарии в Слониме есть филиал, где готовят регентов церковного хора и иконописцев. Большинство из слушателей – девушки.

С одной из выпускниц – замечательной девушкой Лизой Цалко – мне удалось познакомиться.

– А еще есть межвузовские семинары и конференции, на которые приезжают студенты (и студентки!) из светских вузов страны. Так что проблем для знакомств нет, – заверил корреспондента Александр Дубай, который, как и все представленные нам семинаристы, намерен стать священником, то есть не отказываться от семейных уз.

– Готовы ли вы построить не только свою семью, но и храм? – спросили мы у парней.

Ребята дипломатично ушли от ответа: – Вначале нужно заложить внутри себя надежный фундамент знаний и веры. И если правящий архиерей благословит на это великое дело, то так тому и быть! – ответил один из них.

Успехов вам, семинаристы, во всех добрых делах!

Тамара МАРКИНА, «7 дней»