Несколько последних лет в Беларуси проводится Кастрычницкий экономический форум. Несмотря на название, игроков реального сектора экономики там нет, зато зал ломится от западных дипломатов и экспертов, которые имеют возможность напрямую общаться с экономическим блоком правительства.
Первый вице-премьер Беларуси Александр Турчин заявил на открытии форума, что все прежние меры по так называемой защите внутреннего рынка ныне бесполезны. Кроме того, он отметил, что новые рабочие места не будут создаваться ни в индустрии, ни в аграрном секторе. Только ПВТ, по его мнению, работает эффективно, и тот небольшой рост ВВП, который есть, – это заслуга парка.
Заявления эти, мягко говоря, напоминают поднятие рук. Очень похоже, что кто-то изо всех сил лоббирует идею строить цифровую экономику за счет всей остальной экономики.
Не обошлось и без ценных советов. Например, временная поверенная в делах США в Беларуси Дженнифер Мур заявила, что Беларуси нужно избавиться экономической зависимости от России. Она пообещала содействие США при вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию и «увеличение инвестиций». Но только при условии срочного проведения в Беларуси экономических реформ.
«Радио Свобода» цитирует Мур:
«Сейчас мяч на вашей стороне. И мы ожидаем, что и дальше будут сделаны шаги в активизации реформ. Учитывая коммунистическое прошлое и определенную наследственность, которая отражается в управлении экономикой, вступление в ВТО будет непростым», — заметила Дженнифер Мур.
Трамп уходит, мы заходим
Похоже, что второй по грандиозности проект, который нас ожидает после «айти-страны» – это вступление в ВТО.
Правда, пока американская поверенная в Беларуси расхваливает данную организацию и обещает протекцию, Дональд Трамп выставил к ним целый ряд претензий:
«Всемирная торговая организация в течение многих лет очень плохо обращается с Америкой. Организации необходимо измениться. Если они не улучшат свою работу, я выйду из ВТО», – возмутился Трамп в интервью Bloomberg.
В июле 2018 появилась информация о том, что администрация США планирует создать законопроект, который позволит Вашингтону игнорировать требования ВТО. Документ даст право президенту США вводить торговые пошлины в одностороннем порядке. Источник в Конгрессе заявил, что принятие такого закона было бы равносильно выходу страны из Всемирной торговой организации.
Обратите внимание, что свое недовольство США выражают под предлогом защиты национальных интересов. Требование исключительных прав – это стиль нынешнего руководства США. Хотя если делать то, что хотят американцы, тогда получается, что ВТО вообще не нужна.
Сладкое слово «ВТО»
Идеология «свободных рынков» МВФ и Всемирного Банка скрывает тот факт, что индустриализация в странах, считающихся сегодня богатыми, проводилась по протекционистской модели, а государство при этом играло большую роль в торговле, инвестициях и субсидиях.
Успехи индустриализации в азиатских государствах (например, в Малайзии, Сингапуре, Китае) также обязаны не модели свободного рынка, а сильной роли государства.
Использованная ими модель включала в себя земельную реформу, строгое регулирование торговли, государственные предприятия, финансируемые государством исследования и инфраструктуру, высокие таможенные барьеры для защиты новых секторов промышленности этих стран от иностранной конкуренции, строгий контроль за денежной политикой и движением капитала, а также субсидии и управляемые государством инвестиции в определенные секторы экономики.
Как и в XIX веке, сегодня европейские и американские капиталисты добиваются отмены и снижения ограничений международной торговли в Азии, Латинской Америке и Африке, в то время как сами закрывают свои рынки, например, от сельскохозяйственных продуктов из стран «третьего мира», и поддерживают свои ТНК, в частности, снижением налогов или освобождением от налогообложения.
В нынешних развитых странах таможенные налоги раньше были важным источником финансирования промышленности. Теперь же развитые страны используют МВФ и ВБ, чтобы не допустить этого в других странах, чтобы в них не было собственных промышленных производств и им приходилось покупать промышленные товары у западных концернов.
Цель Всемирной торговой организации — понизить пошлины во всем мире. Однако либерализация торговли (снижение таможенных пошлин, отмена импортных квот) стала во многих странах одной из причин кризиса государственных доходов и упадка в этих странах промышленности, ориентированной на внутренний рынок, обострения кризиса платежного баланса и сокращения рабочих мест.
Инвестиции в сырьевой сектор
В условиях, когда капитал свободно перемещается между странами, диктуя им свои условия, МВФ и ВБ требуют от государств «третьего мира» специализации на сельскохозяйственных продуктах и ископаемых — ведь ТНК богатых стран выгодны низкие цены на товары из этих стран и отсутствие в них собственной промышленности.
Мировая торговля структурирована так, что Север (страны центра, развитые, богатые страны — ЕС, США, Япония) преимущественно продает на мировом рынке готовые промышленные изделия и услуги с более высокой стоимостью, в то время как Юг (Латинская Америка, Африка, Восточная Европа, Центральная Азия, Южная Азия) продает главным образом растительные продукты, минералы и изделия с низкой степенью переработки и стоимостью.
В итоге, примерно через девять лет после того, как ВТО вступила в силу, цены на все первичное сырье, кроме нефти, упали больше чем на четверть.
Попав в долговую зависимость от западных банков, государств и международных финансовых организаций, страны «третьего мира» вынуждены увеличивать объемы экспорта для погашения кредитов. Однако так как страны «третьего мира» специализируются на производстве лишь нескольких видов товаров, причем многие из них были ориентированы на производство одних и тех же товаров, рост экспорта однотипных товаров из многих стран снижает на них цену. Это привело к дальнейшему падению цен на продукты стран «третьего мира».
Что такое «либерализация экономики»
Члены ВТО обязаны либерализовать, приватизировать, дерегулировать (открывать для доступа ТНК и банков) все сферы своей экономики.
Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить условия можно только через три года после вступления в силу этих договоров. И только после выплаты компенсаций торговым партнерам, понесшим убытки.
Если, например, какое-то государство захочет снова национализировать приватизированную систему здравоохранения, то оно столкнется с судебным процессом в ВТО и огромными штрафными санкциями – в отличие от реформ, проводимых страной в одностороннем порядке.
Если государство заключило соглашение об облегчении торговли с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отношению к инвесторам других стран.
Государство не может ввести количественных и качественных ограничений для доступа на свои рынки иностранных концернов и банков (как то: квоты, эмбарго, запрет, контингентирование и введение минимальной цены за экспорт и импорт).
Государство не вправе регулировать уровень валютных расходов и не вправе предписать инвесторам, какую часть прибыли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, а также какую часть продукции они могут вывести из страны. С этим связаны проблемы платежных и торговых балансов.
Каждая страна может быть обвинена перед судом ВТО. Если страна хочет, например, ввести ограничения на экспорт своих ресурсов, то она этим уже «нарушает закон ВТО» и «правила свободной торговли».
Страна не имеет также права принимать законы и договоры, предписывающие, чтобы при переработке ресурсов этой страны использовалось население этой страны. Наказаны, по закону ВТО, могут быть также те страны, которые предпочтут местных инвесторов иностранным инвесторам.
Государства, вошедшие в ВТО, не имеют права регулировать размер прибыли, который должен инвестироваться в их стране, размер прибыли, которую можно вывозить.
Запрещается предъявлять к товарам требования, связанные с условиями их производства. Это лишает страны теоретической возможности запретить, например, ввоз товаров, при производстве которых был нанесен значительный вред окружающей среде или использовался детский труд.
Так как общественные блага, по правилам ВТО – тоже товар, подлежащий приватизации, то все эти меры касаются и доступа иностранных инвесторов на «рынки» образования, здравоохранения и т.д.
У частных и государственных компаний и у национальных и иностранных компаний должны быть равные права. Это, в частности, означает, что, если государственная больница, или университет, или почта получает финансирование от государства, то частные инвесторы могут тоже потребовать от государства финансирование под предлогом нарушения конкуренции и нарушения их прав как инвесторов.
Вспомните, что нам совсем недавно предлагали субсидировать частные школы, как государственные, и даже посчитали объем такой субсидии. Интересно, откуда растут ноги? Не из выкладок ли все тех же экспертов?
ВТО и российский налоговый маневр
Требования при вступлении в ВТО совпадают с условиями предоставления кредитов МВФ и ВБ – с т.н. структурными реформами, либерализацией и приватизацией.
Сам процесс выглядит так: страны-члены ВТО составляют списки секторов рынка в других странах, куда хотят получить доступ их концерны и которые должны быть открыты для международной торговли, и списки областей экономики, которые эти страны сами хотят открыть. Эти списки держатся в тайне и не подлежат публичному обсуждению. Вокруг них и ведутся длительные переговоры.
Однако ни в одной стране вступление в ВТО не вызвало бурного подъема экономики, технологического рывка или ускорения модернизации. Россия вступила в ВТО в 2012, причём на условиях хуже Украины и Прибалтики. Соответственно, для западных производителей упростилось ведение бизнеса, а многим российским производителям стало хуже.
Возможные риски при вступлении:
☞ уничтожение или резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс;
☞ уничтожение моногородов, которые зависят от одного завода или производства;
☞ потеря экономического суверенитета и запрет промышленной политики как таковой;
☞ увеличение тарифов на электричество и другие энергоресурсы, что приблизит их к мировым;
☞ невозможность модернизации промышленности: к нам повезут товары, а не технологии;
☞ деградация социальной сферы, субсидируемой государством;
☞ ослабление экологического законодательства, так как ВТО не признает международные договоры по защите окружающей среды.
Итак, минусы налицо.
В то же время вице-премьер Турчин летом 2019 года отмечал:
«Прогресс очевиден. За этот короткий период мы сделали очень много — это отмечают и наши партнеры, и руководство ВТО. Я не хочу сказать, что мы уже завтра вступим, потому что еще много есть вопросов, требующих обсуждения, причем не исключая обсуждения на самом высоком уровне. Мы для себя поставили дедлайн – 12-я министерская конференция в Нур-Султане в 2020 году в июне».
Напомню, Беларусь начала процесс вступления в ВТО в 1993 году. Но зачем мы туда спешно вступаем именно сейчас?
Создается впечатление, что вступление в ВТО выгодно только в контексте российского налогового маневра по нефти. Возможно, это единственный путь, чтобы как-то компенсировать с помощью ВТО потери Беларуси – но этот путь обернется значительными потерями уже для самой РБ на других направлениях.
А реформы – это такой ныне модный эвфемизм. Он подразумевает отказ от господдержки, взлет тарифов, снятие ограничений на импорт. Все это будет сделано в интересах узкого круга «перспективных» с точки зрения запада отраслей экономики, а остальные отрасли выбросят в «свободную конкуренцию» и «рынок».
И, конечно, ни о чем из вышеперечисленного на Кастрычніцкам форуме белорусам не расскажут. Только туман: реформы, либерализация, открытость…
Андрей ЛАЗУТКИН, imhoclub.by