Пример «модильяни», раздевшегося недавно догола в знак протеста против цензуры, заразителен. Некоторые готовы перенимать «передовой» опыт. Задержали менты за превышение скорости – вперед, голышом, к зданию госавтоинспекции! Не хватило талончика в поликлинике – скинул одежду и крути-верти причинным местом в качестве протеста у регистратуры. Ржачно, не так ли? Ну а то, что на выходе ноль без палочки – полная ерунда!
Кто не понял в чем дело – объясняю. Министерству культуры РБ показались далекими от искусства творения молодого художника Алексея Кузьмича. Они изъяли экспонаты (по слухам, это были разнообразные фаллосы), планировавшие разместить в Национальном центре современных искусств.
Тогда тот, приняв прямо в аптеке виагру, потопал прямо на открытие выставки. А там, сбросив с себя черную хламиду, оказался перед изумленным взором публикой в чем мать родила. «Ваучер» прикрывала табличка с надписью «Министерство культуры». Естественно, в наш век голой опой никого не удивишь, поэтому народ посмеялся, поснимал стриптиз на смартфоны и побежал постить сюжетик в соцсетях.
К ним присоединились журналисты и блогеры, разнеся новость на весь честной мир. Пожалуй, на то и была рассчитана выходка «свободолюбивого мастера». Он ведь художник, он так видит… А его, как всегда, не поняли… И он в отместку повертел-покрутил табличку минкульта прямо на своем детородном органе… Эх, Алеша, Алеша… Женщины, гляди, плачутся: «Пока ваши, мужички, «приборы» используются не по назначению, демографическая ситуация в стране не улучшится! А ведь так хорошо сложен, ни обвисшего животика, ни лишнего жира. Какую пользу стране мог бы принести! Да, ладно, хоть на Аполлона в современных интерьерах одним глазом глянули, а то уже стали забывать как они выглядят».
В последние годы хайп – самая лучшая маркетинговая стратегия. Не удается продать свои шедевры – выкинь какой-нибудь оригинальный фортель.
Белорусская художница Надежа Матиевская писала свои картинки в ожидании минуты славы. Затем смекнула, что долго так продолжаться не может, и в ее молодую голову залетела шальная мысль – надо чего-то отчебучить. И Надя начала рисовать… грудью. Похоже, работы продавались плохо… Тогда смышленая девушка нарисовала грудью портрет Александра Лукашенко. Картина продалась мигом. Причем, по ее словам, за весьма приличную сумму. Пиар-ход, ничего личного…
А сколько шума наделала эпатажная выходка бывшего питерца Петра Павленского, который гвоздем прибил свою мошонку к каменной брусчатке Красной площади. Акцию мятежник приурочил ко Дню сотрудника органов внутренних дел. Прибывшие на место полицейские накрыли художника простыней, а затем задержали.
«Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлевской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества», — пояснил художник смысл своего деяния.
Между прочим, Кузьмич тоже что-то мямлил по поводу того, что своей акцией он показывает место и роль современного художника при сотрудничестве с государственными арт-институциями.
Ну как тут не вспомнить анекдот про любимого Генсека. Леонид Ильич Брежнев читает западные и самиздатовские отзывы о «Бульдозерной выставке»: «чудовищное преступление против свободы творчества… красный сапог на горле культуры… варварская выходка… гневно осуждаем… мировая общественность не допустит… деятели культуры протестуют»…
Леонид Ильич отбрасывает бумаги, закрывает лицо руками и возмущенно шепчет: «Быдло! Ограниченные, дремучие невежды! Это же был перформанс! Бульдозер, сметающий картины − это аллегорическое олицетворение хтонического ужаса, экзистенциальное воплощение протеста против агрессивных тенденций мироздания! Современное искусство обязано шокировать и эпатировать! Боже, какие безмозглые и дикие обыватели! Осуждают они… Что эти дикари вообще смыслят в передовом акционизме?!
Кстати, вышеупомянутый Павленский на «достигнутом» не остановился: поджег дверь здания ФСБ на Лубянке. Его в России не поняли. Он получил политическое убежище во Франции. Потом поджег там двери банка и… присел на много лет! Потому что поджигать двери здания ФСБ – это свобода волеизъявления, а поджигать двери здания парижского банка – это варварство и злостное нарушение закона! Так что, учитесь, Кузьмич!
Сегодня каждый волен устанавливать свои правила. Подобное эпатажное поведение трактуется по-разному: для художника это акт неповиновения, он полагает, что имеет право на абсолютно любое непотребство только потому, что избранник, баловень судьбы… Для врачей это – неуравновешенная психика и конкретный диагноз. Для зрителей старших поколений – отсутствие стыда, повреждение ума и демонстрация творческой импотенции. Для молодежи – хайп и ржач. Ну а для искусства, похоже, плевок в вечность. Как говорится, расходимся, господа, ничего интересного…
Валик СТУЧЕНКО
В интернете на выходку художника отреагировали, как и полагается, словесным перчиком. Выбрали для вас несколько ярких перлов:
«На словах 30см и феррари в гараже, а не деле – гол, как сокол и с небольшим «калибром».
«Это такой Петр Павленский лайт. Когда нет таланта, и нечего сказать – привлекают внимание скандалом. Отец – светлая ему память – был видный художник, а сын чем себя проявил?»
«Что значит плохой художник? Ну вон же табличку нарисовал. Вполне неплохо получилось. Мог бы наверно заниматься рисованием табличек в министерства и начальственные кабинеты, но наверно место уже занято, вот и расстроился. Оно и понятно, завидуют, ясен пень, им-то куда вешать таблички?»
«Есть потенциал у этого художника!»
«Клей момент!»
«Я бы справился без виагры, только силой мысли!»
«Чего только не придумает народ, абы не работать».
«Здоровенный бык, мог бы пользу принести стране. Художник он)))))))) тунеядец обыкновенный. Просто сейчас это так называется».
«Столько вагонов не разгружено».
«Хорошая акция… Но я бы добавил немного динамики – щит должен вращаться».
«Дааа, без виагры акция не удалась бы. Эта акция о «современном» искусстве, как оно висит на волоске? Или о мощи фармацевтики? Можно совсем запутаться в современных тенденциях».
P.S. Правоохранительные органы проводят правовую оценку действий художника Алексея Кузьмича, раздевшегося на открытии выставки в знак протеста против цензуры. В НЦСИ заявили, что Кузьмич допустил действия, «оскорбляющие Министерство культуры Республики Беларусь, а также причинившие значительный ущерб деловой репутации центра».
«Национальный центр заявляет о полной непричастности к данной акции и резко осуждает любые действия и акции, проявляющие циничное неуважение к обществу и его государственным институтам», — заявили в центре.
Сам художник Кузьмич пока никак не прокомментировал новый виток в разгоревшемся вокруг его перфоманса скандале. Даже в своем ФБ – ни слова! Ждем.