Пальцем в открытое небо
Пока в Минске на международной конференции обсуждали вопросы глобальной безопасности, новость пришла из-за океана: США готовы выйти из Договора по открытому небу (ДОН). Об этих намерениях заявил глава комитета по иностранным делам палаты представителей конгресса Элиот Энгел — представитель Демократической партии. В письме советнику президента США по национальной безопасности Роберту О’Брайену конгрессмен высказал уверенность, что этот шаг нанесет ущерб интересам безопасности Соединенных Штатов. С чем связано предполагаемое действие Вашингтона или это всего лишь эпизод во внутриполитической борьбе, развернувшейся в Белом доме?
Идея открытого неба впервые была озвучена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром в 1955 году и заключалась во взаимном обмене информацией между СССР и США и проведении аэрофотосъемки на той же взаимной основе. Но только в марте 1992 года страны — участники тогдашнего СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) подписали соглашение по открытому небу. Договор устанавливал режим наблюдения над территорией участников соглашения для контроля за исполнением договоров по разоружению. ДОН вступил в силу в январе 2002 года, после того как 20 стран — участниц соглашения его ратифицировали. Сейчас в договоре участвуют 34 члена ОБСЕ, в том числе США, Российская Федерация, Великобритания, Франция, Украина и Беларусь.
Соглашение предусматривает право участников в соответствии с оговоренными квотами совершать инспекционные полеты над территорией других участников. Так, Россия и Беларусь образуют одну совместную инспекционную группу, имеющую квоту на 42 полета в год. Договор также устанавливает процедуру подобных полетов, требования к самолетам и аппаратуре, правила обработки информации, собранной во время наблюдения. На борту инспектирующих самолетов не должно содержаться оружия, а аппаратура для съемки проходит контроль государств — участников ДОН. Инспекции осуществляются с определенных аэродромов.
В 2017 году США и Россия обменялись претензиями по соблюдению соглашения. Одна из претензий Вашингтона касалась ограничений, наложенных Москвой в 2014-м на полеты над Калининградской областью. Россия со своей стороны считает нарушением договора задержки в согласовании полетов над территорией США в Тихом океане, ограничения на полеты над Алеутскими островами, а также отмену остановки для отдыха экипажей на нескольких военных базах США.
Вернемся к письму конгрессмена. Председатель внешнеполитического комитета палаты представителей полагает, что выход США из договора прежде всего сыграет на руку Москве, поскольку в этом случае Вашингтон не сможет контролировать действия российских военных, в том числе «собирать информацию о действиях в Украине». Глава комитета обвиняет действующую администрацию в непрозрачности: выход из договора как определенный внешнеполитический шаг, меняющий статус-кво, должен согласовываться в конгрессе, а также с союзниками. В противном случае это нанесет ущерб имиджу США как надежного партнера и таким образом приведет к расколу в НАТО. Вместе с тем конгрессмен настаивает на необходимости диалога с Россией, что, по его мнению, «очень важно в условиях нарастания напряженности и рисков просчетов».
В пресс-службе Белого дома никак не прокомментировали заявление конгрессмена. Вполне возможно, в администрации Трампа подобная идея существует. Однако она пока лишь в качестве «черновика», и в ближайшем будущем угроза едва ли будет выполнена: не может Дональд Трамп в очередной раз пойти на нарушение процедур. Его внешнеполитический курс и без того уже подвергнут парламентскому расследованию — ведь конфликт между Трампом и Байденом гораздо важнее, чем малозначимый режим открытого неба. Скорее всего, это идея кого-то из советников президента, а ее утечка в очередной раз используется противниками действующей администрации как попытка поколебать и без того не самые сильные позиции Трампа.
Дмитрий ШЕВЕЛЕВ, «Рэспублiка»