Отвечает ли наше кино тем задачам, которые ставят перед ним общество и государство? И почему Голливуд снимает о нас гораздо интереснее и ярче, чем мы сами о себе? На эти вопросы пытались найти ответ на встрече в кинотеатре «Беларусь» участники и зрители IV Фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.doc».
Поводом для начала дискуссии послужил зарубежный сериал «Чернобыль».
Собравшиеся попытались понять, почему некоторые журналисты и зрители встретили фильм холодным неприятием и критикой.
«Посмотрел пока две серии «Чернобыля». Хорошо помню 1986 год, – начал разговор ведущий, обозреватель НТВ Владимир Чернышев. – Мне показалось, что все снято реалистично, неплохо воссоздан ужас и страх перед неизвестным. Кино сделано с уважением к людям, которые ценой своей жизни защищали как могли свою страну. Проблема в том, что нам всегда кажется, что Запад показывает наших военных не слишком красивыми, что события прошлого были несколько иными… Но в советских фильмах наши солдаты – тоже далеко не Томы Крузы! Главное – сущность. Эти мужики, возможно, неказистые с виду, хорошо знали свое дело и на поверку оказались героями. Как и многие из персонажей сериала «Чернобыль».
Затронули в оживленной беседе и современные фильмы о войне. Участники дискуссии сетовали, что большинство российских и белорусских картин вырваны из исторического контекста, стоящие работы на эту тему можно по пальцам пересчитать. Кто-то заметил, что актеры и режиссеры старшего поколения были в более «выгодном» положении: их отцы, да и они сами, знали войну не по книжкам. Но ему тут же оппонировали: мол, Сергей Бондарчук, снимая свой шедевр, тоже не участвовал в Отечественной войне 1812-го года. Значит, здесь дело в другом…
«Признаю только советское военное кино, потому что оно искреннее, талантливое… Прекрасные актеры и прекрасная режиссерская работа, – сказал журналист, режиссер Александр Зиненко. – То, что снимается сейчас, меня не цепляет. Все поверхностно, примитивно».
Громкие аплодисменты, раздавшиеся после этих слов, свидетельствовали о том, что публика поддерживает мнение журналиста.
«Режиссеры подчас не знают хорошо тему, над которой работают. Кроме того, советское кино было режиссерским, а сейчас оно продюсерское. Это колоссальная разница. И сегодня именно продюсер диктует создателям, каким должны увидеть войну на экране наши зрители, – полагает директор фестиваля «Русское зарубежье», режиссер-кинодокументалист Сергей Зайцев. – Я, как и все вы, тоже с нетерпением жду современное игровое кино о войне, которое по силе воздействия будет таким же, как и мой любимый фильм «В бой идут одни старики». Кстати, достойных документальных картин, отражающих тему Второй мировой войны, в России, к счастью, уже немало. Главное, чтобы они дошли до своего зрителя».
Публика в зале вспомнила интересные работы, снятые в начале 2000-х: «Звезда» Николая Лебедева, «В августе сорок четвертого» Михаила Пташука. Их авторы тоже не были на войне, но сделали картины, на взгляд выступающих, сопоставимые по значимости с военной классикой советского кинематографа.
«Российским и белорусским кинематографистам не нужно пытаться обойти Голливуд, снимая такие же блокбастеры и экшен-фильмы, – считает белорусский публицист и тележурналист Вадим Гигин. – Следует делать упор на свою самобытность. Только таким способом можно завоевать молодежь и привести зрителя в кинотеатр».
«У американцев надо поучиться не только умению осваивать огромные бюджеты, но и чувству самодостаточности. Мы слишком много внимания уделяем их кинопродукции, причем далеко не шедевральной, и тому, как они воплощают чужую жизнь и историю на киноэкране. Вряд ли американцы всенародно обсуждают «Человека с бульвара Капуцинов». Им глубоко плевать! А нам почему-то не все равно, как они нас изображают. Давайте перестанем излишне рефлексировать! Куда лучше больше думать о себе, о том, как дальше развиваться… Без оглядки на то, как на нас посмотрят со стороны. Это не очень продуктивно», – подвел итог двухчасовому разговору тележурналист Владимир Чернышев.
Фильмы-победители IV Фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия. doc»
- «Женщины и спорт. Дарья Домрачева», авт. Анна Эйсмонт, реж. Александр Арташевский, Беларусь – специальный приз Министерства информации Республики Беларусь;
- «Доктор Шуба», реж. Анатолий Алай, Беларусь – специальный приз «За выдающийся вклад в документальное кино»;
- «Знаешь, мама, где я был?», реж. Леван Габриадзе, Россия/Грузия – специальный приз председателя жюри «Сложное по содержанию, оригинальное по форме»;
- «Война снайпера», реж. Ольга Шехтер, США;
- «Я – Варя Караулова. И больше никто», реж. Наталья Штонда, Россия;
- «Непобедимая», реж. Александр Зиненко, Россия;
- «Их звали травники», реж. Мари Рено, Россия.
Ксения ШЛЕМЕН, «7 дней»