Второе занятие в школе журналистики «Мастерская BY-RU» прошло в Минске и Гродно.
Тема встречи — «Как сделать идеальное интервью». В качестве спикеров выступили известный российский тележурналист, актёр, сценарист и режиссёр, обозреватель телеканала «Звезда» Алексей Самолетов; а также редактор отдела газеты «7 дней» кандидат филологических наук Елена Еловик. Слушателями стали старшеклассники, мечтающие стать журналистами, и студенты первых курсов журфака.
«Часто приходится слышать расхожее мнение, что интервью — это легкий жанр. Приходит в редакцию молодой журналист и предлагает: «Давайте напишу интервью или заметку». Становится обидно, что этот жанр оказывается «недооценённым», — заявила в начале встречи Елена Еловик. — Несмотря на кажущуюся легкость, интервью – один из самых сложных жанров, требующих следовать определенной тактике и стратегии. Легким интервью представляется чаще всего потому, что обычно кажется: нет ничего проще, чем задавать вопросы и записывать ответы на них. Однако практика показывает, сколь сложен этот жанр, как трудно иногда, но очень важно разговорить собеседника, повести интервью в нужное русло, а не просто записать речь интервьюируемого».
Во время беседы собравшиеся смогли убедиться сколь многогранный жанр «интервью». Неслучайно некоторые исследователи относят его как к информационным (к примеру, оперативное, интервью-комментарий, интервью-заметка), так и к аналитическим жанрам (скажем, портретное интервью, проблемное интервью).
«Интервью, как, впрочем, и вся журналистика, — это не тот случай, когда можно высказать свое мнение, блеснуть эрудицией либо развернуть жаркую полемику. Ваша задача – раскрыть личность, показать его мировоззрение. Вы, журналисты, только ретрансляторы, а потому не имеете права вступать в полемику», — заявил Алексей Самолетов.
Елена Еловик поинтересовалась у присутствующих, согласны ли они с таким утверждением. Ведь сегодня многие журналисты ведут авторские колонки, которые не менее интересны, чем их материалы в других жанрах. Ученики ответили, что если у журналиста богатый опыт и он является осведомленным в некоторых вопросах, то вправе высказывать свою точку зрения. Однако является ли та же колумнистика собственно журналистикой? И почему журналистика фактов оказывается для читателя и зрителя менее интересной, чем журналистика интерпретаций? На эти вопросы пытались найти ответ все вместе – спикеры и слушатели.
Наставники дали ученикам советы по подготовке к интервью:
— Прежде чем беседовать с человеком, узнайте как можно больше о теме беседы, обо всем, что может ей сопутствовать. Тогда вы не дадите себя заморочить или даже обмануть.
— Подготовьте содержательные вопросы.
Желательно не пользоваться шаблонами, коих в интернете тьма. Типа:
Расскажите о себе, своем бизнесе.
Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
Когда Вы решили стать_____ и почему?
Что послужило толчком к _________?
В чем плюсы и минусы работы _______?
Чем Вы любите заниматься в свободное время?
— Если не знаете чего-то, не притворяйтесь, что знаете, лучше спросите. Почти каждый источник готов к тому, чтобы разъяснить журналистам специальные вопросы, и большинство сделает это с радостью, видя, что их темой интересуются.
— Очень осторожно относитесь к «интервью не для печати». Существует хорошее правило: если ваш источник делает нападки на отдельное лицо, организацию или страну, он должен делать их «для печати».
— Не бойтесь неудобных вопросов, потому что удачное интервью — это если журналист своими провокациями, которые могут злить или даже раздражать человека, сумел добиться от собеседника нетривиальной информации и небанальных высказываний.
Аудитория задала немало вопросов по теме. Даете ли вы читать интервью своим собеседникам перед публикацией? Позволяете ли им вносить правки в текст интервью? Что вы делаете в спорных ситуациях — когда не согласны с правками, на которых настаивает ваш собеседник? А бывало в вашей практике, что собеседник просил вас не публиковать интервью? На каждый из них опытные педагоги дали исчерпывающие ответы.
В результате беседы выяснилось, что жанр «интервью» сложен потому, что любой публичный человек уже успел «набить руку» и примерно знает, что будет отвечать, о чем говорить не станет. Люди иногда готовы говорить часами только о своих талантах и гениальности, а о деле – почти ни слова. Поэтому нужно тщательно готовиться к беседе, нарабатывать навыки и опыт. Если собеседник почувствует, что имеет дело с профессионалом, он обязательно это оценит, а если даже не оценит – запутать вас ему будет гораздо сложнее.
Ирина ПРИВАЛОВА