Дроны над планетой
В Нью-Йорке сегодня открывается 74-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Ежегодно в третий вторник сентября государства — члены Организации Объединенных Наций собираются на Генассамблее, чтобы обсудить важнейшие вопросы глобального значения. В честь ежегодной сессии даже учрежден праздник — Международный день мира как день отказа от насилия и прекращения огня на всей планете. Случайно или по чьей-то злой воле как раз накануне произошла масштабная боевая атака дронов на месторождения нефтяной компании Saudi Aramco в Саудовской Аравии. Она затрагивает все аспекты глобальной устойчивости.
Разрушение нефтяной инфраструктуры Саудовской Аравии — крупнейшего в мире экспортера нефти — может привести к встряске мировых рынков. Ситуацию усугубляет эскалация политической напряженности на Ближнем Востоке. И самое опасное — противостояние США с Ираном скользит к силовому развитию событий. Вероятность войны в регионе является сегодня главной глобальной угрозой.
Атака дронов на нефтяные объекты в Саудовской Аравии произошла в ночь на субботу. Ответственность за произошедшее взяли на себя йеменские повстанцы-хуситы. Однако госсекретарь США Майк Помпео отверг эту версию и обвинил в атаке Иран. А сенатор и один из лидеров Республиканской партии Линдси Грэм уже потребовал совершить налет на иранские нефтеперерабатывающие заводы, чтобы «сломать хребет иранскому режиму». Это высказывание стало самой громкой и самой цитируемой новостью в интернете.
…На самом деле заявление сенатора — одно из многих, и это далеко не то, что определяет официальную позицию Вашингтона. Но именно его информационные агентства вынесли под броским заголовком «США планируют бомбардировки Исламской Республики Иран». Почему? Уже была «танкерная война» в заливе. Теперь вот масштабная атака на нефтяную инфраструктуру. И за каждым таким инцидентом в интернете тянется информационный шлейф, формирующий настроения не миллионов, а даже миллиардов. На данный момент сообщений об эскалации напряженности в районе Персидского залива прозвучало столько, что сформированы общественные ожидания о неизбежности войны. Это и есть самое опасное — когда политики теряют управление над процессами.
На самом деле эта война не нужна ни Вашингтону, ни Тегерану. Ирану критически важно снять санкции, чтобы свободно торговать нефтью, от этого зависит крепость и благосостояние страны. А для Трампа отмена «ядерной сделки» и принуждение Ирана к отказу от ядерного оружия необходимы как еще одна собственная успешная сделка. И уж точно ему не нужна полномасштабная война накануне выборов. Избиратель не поймет. Ведь сам Трамп убедил их, что триллионы долларов, которые тратятся на такие войны, было бы лучше отдать в виде пособий или налоговых льгот самим избирателям. Президентские выборы в США совсем скоро, осенью 2020 года. А шансы на успешное завершение войны с Ираном за год абсолютно нереалистичны.
Так кому же адресовано воинственное заявление сенатора о необходимости авианалетов на иранские объекты? Соглашусь с теми обозревателями, которые считают, что это заявление адресовано не Ирану, а самому Дональду Трампу — единственному американскому политику, который имеет право отдать бомбардировщикам ВВС США приказ бомбить иранскую нефтяную инфраструктуру.
Иран в сфере глобальной безопасности и Китай в сфере глобальной экономики были и остаются одними из основных тем Трампа в международной политике. И там, и там ему необходима история успеха. Как этого достичь? На прямых путях сотрудничества? Или свернуть на кривую противостояния? Пока этот вопрос открыт, увы, над планетой будут летать дроны и другие неопознанные летающие объекты.
НИНА РОМАНОВА, «СБ.Беларусь сегодня»