У вас много знакомых из Республики Гана? У меня уже один появился: жизнерадостный молодой врач Адам Ибрахим. Интеллигентный, общительный, улыбчивый. Он беззаветно предан своей профессии. Искренне любит свою Родину и семью. Великолепно строит фразы на чужом для него языке. И обожает сериал «Бригада»!..
Мы, ганцы, мирные люди…
Поначалу я постоянно обращалась к нему «Адам», полагая, что зову его по имени. Но оказалось, что это фамилия! Вообще в Гане с именами не все так просто. Некоторые местные народности, в частности, ашанти, свято верят, что для человека очень важно, в какой день недели он родился, и детям часто второе имя дают в соответствии с этим. Например, у знаменитого ганца Кофи Аннана, бывшего генерального секретаря ООН, «кофи» означает «пятница».
– В республике обитают представители разных племен, – рассказывает собеседник, – ведут они свой образ жизни и даже имеют порой совершенно непохожие культурные традиции и обычаи. Но при этом живут по-соседски хорошо, никак друг дружке не мешают. А «Глобальный индекс миролюбия» даже признал Гану самой мирной страной в Африке. Может, влияет богатство природных ресурсов: запасы золота, серебра, алмазов, нефти, марганца? Да и вообще места тамошние очень красивы. Пейзажи невероятные! В республике есть шесть национальных парков и большое количество заповедников поменьше, созданных специально для защиты дикой природы. Зачем ссориться, когда Бог дал столько?
Кстати, о религии. Адам Ибрахим мусульманин, но их в стране меньшинство, большинство исповедуют христианство. Никаких междоусобиц и кровопролитий и на этой почве! И еще – у них большое значение придают образованию. Очень неплохо развита школьная система обучения. С другой стороны, до сих пор многие жители суеверны и ходят за советами к колдунам, которые имеют вес в обществе.
Что вы фуфукаете? Ешьте!
– Адам, сколько в Гане проживает народностей?
– Если считать по диалектам, их более 50. Около 10 считаются основными, в частности, мой родной гонжа. Официальный язык в Гане – английский, но главные при общении два – французский и хауса.
– Есть что-то, объединяющее всех ганцев?
– Какао! Это основной товар на экспорт. Очень много земель отдано под какао-деревья, Гана – вторая в мире страна по производству какао-бобов. Кроме этого, культивируются рис, кукуруза, бананы. Моя семья, например, занимается арахисом. У нас свой небольшой бизнес. Мы производим из этого ореха пасту. Также у нас сеть магазинчиков, где продаем чай. Между прочим, ганцы больше любят этот напиток, чем кофе.
– Кстати, какова национальная кухня?
– Очень разнообразная и, вероятно, непривычная для европейцев. Даже названия могут показаться странными. Например, фуфу – густое тесто из плантанов (вариант бананов), батата, ямса. Его катают в виде шара и заливают куриным бульоном. Добавляют много острого перца и других специй.
– Расскажите о ваших родных.
– Я родился в Кумаси. Это второй по величине город в Гане. Нас у родителей семеро детей. Мне 28 лет, и я – предпоследний. У всех, кроме меня, уже свои семьи. Некоторые уехали: один брат живет в Канаде, сестра в Великобритании. Девять лет назад мой отец умер, и все семейные хлопоты на себя взвалила мама, благодаря которой я сейчас здесь, в Беларуси. Она платит за мое обучение.
Почему дядя такой загорелый
– Как вы очутились так далеко от родины? Почему выбрали профессию врача? Может, семейная традиция?
– Медиков среди моих многочисленных родственников нет, но я с детства мечтал стать врачом. Наверное, потому, что постоянно болел и часто лежал в больнице. После окончания школы точно знал, кем хочу быть. Но выяснилось, что получить образование врача за границей дешевле и проще, чем у нас. Друг подсказал, что можно поехать в Россию. Так я волею случая оказался в Великом Новгороде.
– Стоп! А как у вас было с русским языком? Вы сейчас так хорошо разговариваете, что, помимо врачебной, можете карьеру переводчика делать!
– Тогда – никак! Я свободно владел английским и своим родным наречием. Но делать нечего, как-то надо втягиваться. Сначала учился на подготовительном отделении, где желающие стать медиком осваивали русский язык, математику, биологию, химию и физику. После сдачи экзаменов уже шла непосредственно учеба. И в итоге мне выдали диплом врача общей практики. Да, было тяжеловато на первых порах. Но русский язык давался мне легко. Я как-то быстро набрал словарный запас, стал понимать речь на слух, даже с удовольствием начал смотреть российские сериалы, особенно нравилась «Бригада».
– Да, по «Бригаде» словарный запас может получиться очень выразительным… А как на вас реагировали новгородцы?
– Спокойно. Иногда дети мог-ли у мамы спросить, почему дядя такой загорелый. Агрессии не встречал даже в рабочем районе, похожем на минские Шабаны.
Главное – юмор
– Ничего себе вы у нас освоились. Уже такие нюансы знаете про районы!
– Да, всегда стараюсь побольше собрать информации про места, в которых доводится жить… После учебы в России я ненадолго вернулся на родину и хотел подтвердить свой диплом. Но это очень сложно и дорого. Дичайшая конкуренция. Из 200 поданных заявлений в лучшем случае проходят 50! У меня не получилось. Стал думать, что делать дальше. Терять еще год было жалко. Хотел вернуться в ординатуру, в Новгород, где я пробыл 7 лет и который стал мне вторым родным домом, но тоже не сложилось. Вариант с Украиной аналогично «пролетел».
И тут от знакомой узнал про Беларусь. Подал заявку, и в итоге меня приняли очень хорошо. Ваша медицинская академия последипломного образования, БелМАПО, встретила невероятно тепло. Даже в аэропорт приехали за мной, что очень тронуло. В Минске я уже два года, и, возможно, задержусь еще на пару-тройку лет. Если позволят финансы.
– Где вы едите, куда ходите, как проводите свободное время?
– Я готовлю еду сам, все самое простое, например, рис с курицей. В кафе хожу очень редко. Люблю гулять и часто сижу в библиотеках. Являюсь членом Красного Креста отделения Первомайского района. Еще планирую подработку доктором на скорой помощи.
– Реакции белорусов, непривыкших к темнокожим врачам, не опасаетесь? Вызовут к дедуле без сознания, он в себя придет, вас увидит и опять брык…
– (Улыбается) Думаю, все обойдется! Главное, относиться к ситуации с юмором.
– Как вам наши девушки? И пробовали ли вы драники?
– Драники пробовал – вкус-но. И девушки красивые, да.
– Можно личный вопрос? Почему вы до сих пор не женились? В Гане, насколько я читала, культ семьи и одиночкой быть не принято.
– Сначала надо встать на ноги, семья обязательно появится. Но жениться, скорее всего, буду на соотечественнице. Это желание матери, и я его уважаю. У нас такая традиция.
– Какие дальнейшие планы?
– Хочу окончить в Беларуси ординатуру как терапевт, а потом еще и как кардиолог, вернуться домой и помогать людям. Я же – врач!
– И я верю, что у вас все получится. Кстати, вспомнила анекдот, которым и хочу завершить нашу беседу на шутливой ноте. На приеме кардиолог спрашивает у пациента – Сидоров, сколько вы выпиваете пива в день? – Четыре бутылки. – Но я же разрешил только две! – Еще две разрешил терапевт!
Ольга КОСТЮКЕВИЧ, «7 дней»