Во время торжественных мероприятий по поводу тысячелетия Бреста Александр Лукашенко по просьбе журналистов Лукашенко прокомментировал конспирологические домыслы по поводу приезда в Беларусь советника Президента США по национальной безопасности Джона Болтона, а также свое решение не ехать в Польшу на мероприятия, посвященные годовщине начала Второй мировой войны. Он в очередной раз подтвердил курс на многовекторность в развитии сотрудничества страны с зарубежными партнерами.
«Я всегда и везде, и меня в этом трудно упрекнуть, говорил и говорю, что мы придерживаемся во внешней политике многовекторности. Не я же поселил белорусов на этом клочке земли. Господь нас тут поселил. Куда нам деваться? Нас нигде не ждут. Другой земли нам никто не даст. В рабы мы не пойдем (мы уже походили, как я говорю, под плеткой). Это наш кусок земли. И он в центре Европы, на перекрестке всех путей», — отметил Глава государства.
По его словам, естественно, что за этот клочок земли сегодня порой идет незримая борьба. «Все хотят влиять. Но мой характер и меня вы уже давно знаете. Я не приемлю, когда начинают влиять чрезмерно в ущерб нашему народу. Это недопустимо. Вот это главное — многовекторная политика. Мы должны смотреть и на Восток, и на Запад. Кстати, России нас нечем упрекнуть. У них даже орел двуглавый — он и туда, и туда смотрит. И нам никто не запретит смотреть в разные стороны», — подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко отметил транзитное значение Беларуси и тот факт, что для России она, можно сказать, единственная добрососедская страна, через которую осуществляются контакты со странами Запада. Кроме того, Беларусь находится на торговом пути между Китаем и Западной Европой. «Увеличился грузопоток по железной дороге, автодорогам, и прежде всего за счет КНР. Для нас благо. Они везут туда товар, контейнеры оттуда возвращаются, мы грузим свой товар. И так диверсифицируем рынки. Си Цзиньпин (спасибо ему, очень большой друг нашего народа), руководство Китая открыли нам свои рынки. Вот она — ценность этого клочка земли», — пояснил он.
«Болтон приехал. А почему он не мог приехать? Он что, приехал в Беларусь прежде всего? Да нет, он уже побывал и в Сочи, и в Москве, и с моим другом, коллегой Путиным обнимался. Мы же спокойно это переносили. Мы не возникали. Приехал и приехал. Надо разговаривать. А тем более нам — страна, которая была столько под санкциями, они нас наклоняли и влево, и вправо. И сами приехали, предложили встретиться. Думаю, правильно, мы должны с ними налаживать отношения. Это же империя. Самая сильная страна», — подчеркнул белорусский лидер.
Президент отметил, что и Россия стремится установить нормальные отношения с США. «А почему мы не должны этого делать? И никаких тут телодвижений на Запад, на Восток. Смотреть будем и туда, и туда, и искать там, где выгодно. Точно так, как любое государство ведет политику, — заявил Александр Лукашенко. — По большому счету меня ведь руководство России в этом не упрекает. Это конспирология вокруг так называемых политологов, социологов, журналистов отдельных прикормленных. Вот они и начинают там «бомбить» со всех сторон. Ясно, кто-то заказывает. Я знаю, кто».
«Успокоимся, пена сойдет, щепки эти легкие ветром унесет. А мы как жили с россиянами, так и будем жить. Несмотря даже на ту политику по углеводородам, торможению наших продуктов питания. Для чего мы туда идем и поставляем товар — чтобы деньги у них заработать и заплатить за нефть и газ. Все очень просто. И ни в коем случае не надо полагать, что здесь какая-то глубина антироссийская или антизападная», — подчеркнул Глава государства.
Что касается поездки в Польшу 1 сентября, Александр Лукашенко отметил, что он был не против самого факта провести памятные мероприятия в связи с началом Второй мировой войны. Аналогично тому, как и в Бресте всегда проходит траурная церемония в день начала Великой Отечественной войны. «Но мы ее не превозносим до каких-то политических небес. Это не нужно делать. Я против политизации этого события, — сказал он. — Наши люди были 1 сентября там. Да, Президент туда не поехал. Так не я один не поехал. И это не выпад против Запада. Мы очень хорошо относимся к польскому народу и будем к ним так относиться. Потому что с этой, западной стороны, как русские, так и поляки здесь у нас. Мы в одном государстве когда-то жили. У нас много поляков живет. Почему мы должны с ними ссориться. Да, они проводят порой ту политику, которая не нравится. Вы знаете мою реакцию на это. Я им прямо говорю: смотрите, мы ответим».
«Точно так, когда начали эти ракеты размещать разные. Мы ответили — создали свой комплекс «Полонез». Они заплакали, что мы их там нацелили… Я говорю: убирайте свои ракеты. Правда, я дал команду — на склад положили свои ракеты. Думаю, последуют и они, ответ будет точно такой. Мы не хотим ни с кем воевать. Но мы не позволим больше над нами издеваться. Никому. Ни мощным государствам, ни послабее», — подчеркнул Глава государства.
Комментируя тот факт, что на памятные мероприятия в Польше не пригласили Президента России Владимира Путина, Александр Лукашенко отметил, что это дело поляков, да и сам российский лидер, скорее всего, не особо стремился туда поехать. «Я очень хорошо знаю Путина. Он особо и не рвался туда ехать. У нас есть праздники, где мы чтим память погибших. Ну, не пригласили… Наверное, не формат. Кому-то, может, не нравится. Но мне не нравится, что не пригласили Президента России, — сказал Глава государства. — Мы воевали вместе, и прежде всего белорусы, русские. Вклад основной в победу внесли именно русские люди».
«Не надо политизировать эти вопросы. Еще неизвестно, где мы окажемся через десяток-другой лет. Поэтому друг друга «шпынять» этими проблемами не надо. И в то же время, еще раз подчеркиваю, мы ведь не были против. Наши люди там (в Польше. — Прим.) присутствовали на церемонии, наш посол, дипломаты были. Не вижу здесь никаких антизападных выпадов», — сказал белорусский лидер.
«Что касается России, мы один народ, я тысячу раз говорил. Это же наши люди, наши братья. Мы с ними были всегда вместе, они всегда подставляли нам плечо. И то, что у нас сегодня проблемы порой с Россией, так это же не с русскими людьми и не с россиянами. Они блестяще к нам относятся. Почему мы должны к ним относиться плохо, разворачиваться куда-то, предавать их, как некоторые говорят. Этого никогда не будет. Даже без меня этого не будет. Белорусы не позволят предать нашего старшего брата. Но мы требуем от старшего брата, чтобы это был старший брат. Чтобы они не гнобили, не наклоняли нас, а в трудную минуту поддержали», — подчеркнул Президент.
Глава государства напомнил, что сейчас стороны работают над программой по развитию интеграции: «На экономику вышли. И начинают торговаться — природный газ, нефть и прочее». «Мы ни у кого ничего просить не будем. Надоело уже эти разговоры вести, надоело слушать», — отметил он.
Александр Лукашенко привел пример катастрофы на Чернобыльской АЭС. «Мы что, строили эту станцию? Нет. Мы ее взрывали? Нет. А кто пострадал больше? Мы. Тогда центральная власть в лице Михаила Горбачева взяла на себя ответственность за Беларусь. Порой деньги вкладывали в такую «дурнину», что и не надо было вкладывать. Но как понимали, так и спасали Беларусь. Страна развалилась. Кто правопреемник … — заметил Глава государства. — Они всегда говорят — власти России: «Мы правопреемники Советского Союза». И в связи с этой правопреемностью мы передали туда бесплатно самое дорогое, что сегодня стоит на страже безопасности России, — ядерное оружие, и вообще выстраивали свою политику (я всегда говорю: это единое наше Отечество). Я Путину говорю: «Это и моя Россия, это моя страна». Потому что белорусы душу свою вложили в развитие той страны, в том числе и России. Так же, как ленинградцы помогали нам после войны Минск восстанавливать. Все переплетено, все едино».
«Но Чернобыль произошел. Правопреемники… Треть населения (Беларуси. — Прим.), мы там до сих пор древесину не можем использовать, потому что высокое накопление радиации. Но ты хотя бы за это (мы не просим денег, ничего) помоги — миллиардов 10-15 кубометров газа по приемлемым ценам. Не бесплатно, не в убыток Газпрому, поставь в Беларусь. Люди ведь пострадали. И как правопреемники. Это я один факт привел», — добавил Президент. «И если нам говорят: да вы тут гири на ногах, за наш счет живете… Если такая политика, обойдемся», — подчеркнул белорусский лидер.
Он привел в пример действия России по строительству Южного и Северного потоков для транспортировки природного газа. «Им надоело спорить с транзитерами. Он (Президент России. — Прим.) гордо вложил миллиарды долларов, построил эти потоки. Я ему сказал: мы так же гордо (если вы нас будете наклонять и к рыночной цене на нефть подвели, таможенную пошлину заменили налоговым маневром) возьмем с рынка и другую нефть. Но только надо ли это России, чтобы на их рынок пришло 20-25 млн.т. чужой нефти — американской, Саудовской Аравии, еще чей-то… Азербайджанская нефть — через Украину у нас на Мозырь проработан этот маршрут», — заявил Глава государства.
«Северный маршрут мы прорабатываем. Я прямо сказал российским властям. И через Польшу, через Прибалтику. Наработки есть. Но если мы через Польшу начнем поставлять нефть, то мы заберем две нитки нефтепровода «Дружба», по которому на экспорт идет российская нефть. Это надо россиянам? Нет. Ну так давайте договариваться по-человечески и будем делать, как лучше. Вот это мои требования, — сказал Президент. — И не надо это превозносить до небес и говорить, что Лукашенко развернулся на Запад. Слушайте, вот как минимум меня лично на Западе никто не ждет. Я в этом на 100% убежден. Не нужен там Лукашенко. Он вообще-то и в России не очень нужен. Просто народы у нас братские. Поэтому приходится считаться».
Виктория ТРИКАЛО