Лидер сохранил позиции
В минувшее воскресенье в двух восточногерманских землях, Бранденбурге и Саксонии, состоялись выборы в региональные парламенты. К этому, казалось бы, сугубо местному политическому событию было приковано внимание всей Германии и даже Европы. Ничего удивительного здесь нет. Германия — федерация, и региональные избирательные кампании во многом задают тренды общенациональной политики. А поскольку Германия остается негласным лидером ЕС, то происходящие в ней процессы не могут не волновать и остальную Европу.
Главной интригой состоявшихся выборов был вопрос, смогут ли ХДС и СДПГ удержать лидирующие позиции в политической системе этих федеральных земель и не удастся ли «Альтернативе для Германии» прорваться на первое место. Самые мрачные прогнозы предсказывали именно такой результат, который мог бы обернуться настоящим политическим цунами, способным смести федеральное правительство Ангелы Меркель, дела которого и без того неважные.
Основания для подобного пессимизма были. Территория бывшей ГДР является основной электоральной базой для правых популистов. Спустя без малого тридцать лет после объединения Германии бывшие восточногерманские земли остаются наиболее бедными и депрессивными, поскольку местная промышленность не пережила новых экономических и политических реалий, и в этом восточные немцы винят центральное правительство ФРГ. Поэтому восточногерманские земли всегда были оплотом протестных политических сил. И если раньше это была Левая партия — наследница восточногерманских коммунистов, то в последние годы эту нишу начала стремительно заполнять АдГ.
Своей популярностью в восточной Германии АдГ обязана тому, что именно здесь наиболее сильны антимигрантские настроения, несмотря на то что основной поток мигрантов традиционно направляется в более зажиточные западные земли. Однако ничего удивительного здесь нет. Уровень жизни на востоке Германии ниже, поэтому местное население более остро воспринимает мигрантов как конкурентов за социальные пособия и субсидии. После прошлогодних беспорядков в саксонском Хемнице, спровоцированных убийством местного жителя в драке с мигрантами, вероятность того, что АдГ станет триумфатором ближайших парламентских выборов, была отнюдь не нулевой.
Однако сенсации не произошло. Выборы в Саксонии и Бранденбурге подтвердили общую тенденцию последнего времени. АдГ медленно, но верно укрепляет позиции, а СДПГ и ХДС теряют поддержку. Тем не менее правые популисты по-прежнему недостаточно сильны, чтобы выйти на первое место, — в обеих землях они стали вторыми.
Впрочем, даже в случае победы они бы остались в оппозиции, ведь при таком раскладе прочие партии объединились бы в коалицию, чтобы не допустить популистов в правительство.
Таким образом, традиционным немецким тяжеловесам, ХДС и СДПГ, пока удается удерживать пальму первенства, но дается это все с большим трудом. Особенно тревожная ситуация для СДПГ, сокрушительно провалившейся в Саксонии. Впрочем, и на общенациональном уровне эта партия является слабым звеном. АдГ продолжает укрепляться, заполняя нишу главной оппозиционной силы и вытесняя левых с их традиционной вотчины. А вот системные партии второго ряда, «зеленые» и Свободная демократическая партия, весьма популярные в западных землях, на востоке Германии демонстрируют скромные результаты.
Политическая система Германии становится все более фрагментированной и поляризованной. Старые лидеры слабеют, но и новые партии недостаточно сильны. Эта политическая раздробленность дополняется растущей поляризацией между западными и восточными регионами. В совокупности все это сулит Германии неспокойное политическое будущее.
Всеволод ШИМОВ, «СБ. Беларусь сегодня»