Президент США Дональд Трамп неожиданно отменил свой визит в Польшу, хотя участие американского лидера в мероприятиях в связи с началом Второй мировой войны занимало центральное место в общей идее организаторов. Напомним, что до этого польская сторона демонстративно отказалась направлять приглашение президенту России Владимиру Путину, что, в свою очередь, повлекло волну отказов от посещения Варшавы со стороны глав государств, входящих в Евразийский экономический союз, включая белорусского лидера Александра Лукашенко.
Нужен ли Трампу «форт» в Польше?
Естественно, не солидарность с Россией и ее союзниками вынудила Трампа «пробросить» поляков, но и официальная причина отмены визита в виде неблагоприятных погодных условий (надвигающийся ураган) также выглядит весьма сомнительно. В итоге в Варшаву полетит вице-президент США Майк Пенс, а Дональд Трамп пообещал полякам посетить их страну «в ближайшем будущем».
Интересно, что из-за решения американского президента сорвались не только его переговоры с польским лидером Анджеем Дудой, но также первая встреча с новоизбранным президентом Украины Владимиром Зеленским, которую ранее анонсировал помощник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон.
Что касается планов поляков, то представляется, что Варшава потерпела серьезное дипломатическое фиаско, ведь, по факту, под прикрытием мероприятий, приуроченных к 80-летию с момента начала Второй мировой войны, была запланирована масштабная политическая акция, где Польша предполагала представить себя в качестве главной жертвы прошедшей войны, а Советский Союз (Россию) – одним из агрессоров, который, в отличие от Германии, не разгромлен и не покаялся. Соответственно, от «российской угрозы» Европе нужна защита, которую могут дать только американские войска, размещенные на территории все той же Польши. Таким образом, поляки втягивали США в свою региональную игру, поднимали собственную значимость как «бастиона» на пути России в системе глобального Запада.
Именно этими соображениями объяснялись планы размещения в Польше американской военной базы «Форт Трамп» и даже готовность польского правительства инвестировать более двух миллиардов долларов в создание необходимой инфраструктуры. Соответствующие намерения были озвучены президентом Польши еще год назад, после чего вопрос широко обсуждался на различных уровнях, в том числе в ходе последних переговоров Трампа и Дуды 12-14 июня в Вашингтоне.
При этом первоначально планировалось, что Польша и США подпишут соглашение о военной базе именно в дни мероприятий в связи с началом Второй мировой войны, что в условиях демонстративного игнорирования России и шумной кампании вокруг пакта Молотова-Риббентропа имело бы глубокий символический смысл.
Между тем уже после июньской встречи лидеров Польши и США стало понятно, что «Форт Трамп» серьезно пробуксовывает, а отказ американского лидера от визита в Варшаву если и не совсем ставит крест на этой идее, то откладывает ее реализацию на неопределенное время. Полякам дали понять, что пока единственное, на что можно рассчитывать, – это незначительное увеличение 7-тысячного американского контингента в Польше за счет сил, расквартированных в Германии, а также доступ к закупкам дорогостоящей американской техники и вооружений, типа истребителей F-35, в целесообразности сделки по которым сомневаются многие польские военспецы.
При чем здесь Беларусь?
Здесь возникает закономерный вопрос о причинах, побудивших США отказаться от первоначальных замыслов, ведь пацифизм – это явно не cup of tea Дональда Трампа.
Нет нужды лишний раз повторять, что милитаристские планы Польши вызывали высокую степень обеспокоенности России и Беларуси. Примечательно, что белорусский президент Александр Лукашенко, который в 2015 году отказался от создания российской военной базы на территории нашей страны, неоднократно говорил о том, что в случае реализации польского проекта «Форт Трамп» «мы с россиянами тоже будем вынуждены в ответ что-то размещать». То есть речь шла о том, что Беларусь готова пересмотреть свою роль донора безопасности в регионе не по собственной воле, но под давлением милитаристской политики Польши, что, в свою очередь, негативно сказалось бы на общей обстановке и углубило противоречия между США и Россией.
Таким образом, Вашингтон оказался перед дилеммой относительно целесообразности потворствования польским замыслам и углубления конфронтации с Москвой. Нельзя исключать, что опытный делец Трамп взвесил все «за» и «против» и пришел к выводу, что риски значительно превышают выгоду. Соответственно, польское лобби в американском истеблишменте (в США проживают порядка десяти миллионов поляков) потерпело ситуативное поражение, чему предшествовал ряд событий.
Во-первых, особого внимания заслуживают переговоры помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона и секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, которые прошли 24-25 июня в Иерусалиме при участии главы Совета национальной безопасности Израиля Меира Бен-Шаббата. Эта встреча породила массу слухов и была названа в СМИ «исторической», однако бесспорно, что с тех пор России и США удается находить общий язык на Ближнем Востоке.
Кроме того, при посредничестве израильского премьер-министра Нетаньяху был активизирован процесс обмена пленными между Россией и Украиной, и сейчас очевидно, что лед на этом направлении наконец-то тронулся.
Также нужно напомнить, что Москва и Вашингтон синхронно действовали во время кризиса власти в Молдове, где выработали общую позицию о необходимости отстранения от управления полукриминального олигарха Плахотнюка. Более того, Россия и Штаты до сих пор удерживают своих политических контрагентов в Молдове от распада правящей коалиции, которая состоит из прозападного блока ACUM и пророссийской Партии Социалистов. Немаловажно, что в ходе вчерашнего визита в Кишинев Джон Болтон поддержал предложение министра обороны РФ Сергея Шойгу о необходимости утилизации арсеналов боеприпасов, оставшихся на территории Приднестровья в наследство от советской армии.
Многие аналитики также склоняются к выводу, что и по результатам переговоров с Александром Лукашенко, где обсуждался вопрос «нераспространения вооружений», Болтон увез в Вашингтон информацию о том, что Беларусь твердо намерена придерживаться курса на диалог, однако появление американской базы в Польше приведет к коренному пересмотру этой позиции. То есть можно говорить о том, что в обстановке «новой холодной войны» существуют силы, явно настроенные на углубление конфронтации, но при этом есть те, кто считает необходимым малыми шагами возвращаться к «политике доверия». Объективно наша страна находится на «доброй» стороне, и если «Форт Трамп» все же не появится в Польше, то это станет крупной победой в деле укрепления мира, толика чего заслуженно будет принадлежать Минску.
Александр ШПАКОВСКИЙ, Sputnik