Не только либерализм некому в Беларуси защитить, но и национальную идею – вот «сьвядомыя» и зовут кого ни попадя

Философские неврозы

Как и в случае с доктриной либерализма, мощные, качественные, глубокие исследователи национальной белорусской идеи на наших нивах перевелись. Или даже не взошли. Вот и приходится приглашать для умного обсуждения «заморских варягов» — к примеру, некоего «российского философа Максима Горюнова». Еще два года назад о нем и не знал никто — «i вось з дапамогай айчынных блогераў» он уже «оказался на «Радио Свобода» в кресле соведущего передачи про белорусскую национальную идею».

Ох. Кого ждать следующего? Непальца, с которым кто-нибудь из наших «лiдараў меркаванняў» переночует на одном земляном полу? Затюканного (нынче) англосакса из ЮАР, с коим хорошо посидели в пабе, вычерпав до донышка кризисы национальных идей? Но это к слову.

«В этом регионе у всех все есть, — спекулирует (типа размышляет) новая звезда философии, — а вы (белорусы) последние». Боже, с какой же радостью перепечатывают это независимые наши интеллектуалы! Однако в каком смысле «последние»? «Все народы вокруг Беларуси национально развитые, даже такие маленькие, как эстонцы или словенцы», — уверенно заявляет оратор. Вообще говоря, мало-мальски серьезный исследователь (даже не философ в душе) тут же обязан дать определение «национально развитого». Но не эти «российские философы» и не наши «независимые сайты» — они, видимо, руководствуются неким врожденным чувством. Чувством маленького и большого, развитого и не очень. Им имманентно присущим, а окружающему их «быдлу» — нет.

Представления о реальном мире вокруг у таких «мыслителей», похоже, ограничены их же черепной коробкой. Вот как, к примеру, сей «великоросс» объясняет нашему развесившему уши «сьвядомаму» корреляцию между национальной идеей и национальной кухней (да-да!): «Истинный великоросс, когда ест суши, вспоминает о Желтороссии (в начале XX века на Дальнем Востоке). И ест суши как свою национальную еду». Как вам? Надо полагать, с черным хлебом и суповой ложкой. А вот его представление о нас: «С теми же чувствами, с какими белорус ест драники». Он знает. Я вот, к примеру, драники ем со сметаной. С луком. С пивом. И даже с молоком. Без всякой национальной идеи. Но ни философ, ни внимающие ему и позвавшие на подмогу «наши» никогда не спросят ни меня, ни вас, ни белорусов вообще. Потому что они — внутри коробки — и так лучше нас про нас знают.

Так зачем же этот бред вообще обсуждать, спросите вы? А потому что на горячечном потоке «научных слов» кое-кто уже ладит свою мельницу. «В XX веке Беларусь трижды поднималась, когда падала Россия, — умничает вслед наш земляк Сергей Абламейко с «Радио Свобода». — Это 17-й год, 91-й и (внимание!) даже период 41 — 44-го, когда под немецкой оккупацией были открыты и работали тысячи белорусских школ». «Свободный» Абламейко — он, похоже, из тех, кто мечтал пить баварское пиво. Даже не подозревая (черепная коробка, помните?), что, скорее всего, стал бы немецким мылом.

Но с победой гитлеровцев у таких «абламеек» как-то обломилось. «Што ж рабiць?» «Может, Беларуси поможет европеизация России?» — с надеждой спрашивают они. И снова внимательно, здесь выглядывает истинное лицо приглашенной якобы «русской философии»: «Из разговоров с белорусами, украинцами и даже литовцами я знаю, что если бы был реализован проект Ельцина и Гайдара… и Россия превратилась бы в источник обновления и пути к свету для всех окружающих ее стран…» А давайте простым языком, а? Ах, если бы удалось тогда Россию раздробить еще сильнее (как оно в общем и ожидалось). Распродать совсем уж до исподнего. Да заморить голодом побольше стариков и таких же ненужных рабочих. «Россия тогда приобрела бы в разы больше», — оно так, только не Россия. Но кто-нибудь обязательно приобрел, это да.

Меж тем из «фейсбучных постов о нашей стране» их философ уже готов скомпилировать аж целую книгу. Наш Мартинович, думаю, от зависти все драники сгрызет. Книга будет называться, прости господи, «О Беларуси». Об уровне философских рефлексий на сию тему мы уже, думаю, получили представление.

Однако оно не будет полным без завершающего мазка. Про благоглупости типа «русские — северный аналог китайцев» и «язык Москвы сугубо технический, чтобы общаться с бюрократами» даже и говорить не стоит. Но вот совместное (!) с нашим земляком Северином Квятковским видение «беларускай мовы»:

— Ты когда на «мове» говоришь, смущение чувствуешь?

— Я — нет, но есть такое у многих.

— За ним скрывается омерзение к себе, своему происхождению, своим близким, своему народу.

Это говорится российским умником, безропотно выслушивается белорусскими «сьвядомымi журналiстамi» и с лету печатается «независимыми сайтами» — всерьез. Может, они и правда больны? И их надо просто пожалеть и полечить?

Потому что серьезно дискутировать с подобными интеллектуалами о «национальных идеях» и прочих серьезных и важных вещах — нонсенс. Термин такой философский, означает — бессмысленно.

Андрей МУКОВОЗЧИК, «СБ. Беларусь сегодня»