Каждый хочет знать, где и в чем его ремесло.
Я просто делаю свое музло.
Каждый хочет знать и верить, любить до дрожи по коже.
Если ты с небом в хорошем, оно всегда поможет.
Макс Корж
В Беларуси до сих пор не утихают страсти по невероятному шоу Макса Коржа, который собрал 24 августа на стадионе «Динамо» 35 тысяч зрителей! Молоток! Суперзвезда! Самородок из Лунинца! Панегирики в адрес 30-летней звезды звучат со всех сторон!
Вокруг концерта шумиха разгорелась уже давно, буквально с первых дней, как только «повесили» его анонс. Билеты по демократичным ценам (от 38 до 43 рублей) разлетелись задолго до самого шоу. На сам же концерт наиболее стойкие пришли за сутки до начала! За четыре часа до представления на улице Ульяновской кишела молодежь. Словом, сплошная коржикомания!
Правда, в то время как одни рукоплещут герою, другие брезгливо морщатся, замечая, что скоро скрежет бензопилы назовут музыкой.
Возможно, я «суперстар», но творчество новоявленной звезды меня не заводит вообще. Безусловно, Макс Корж заслуживает уважение: ведь за последние десятилетия он единственный белорус, кому удалось собрать в Минске такую огромную площадку. Раньше это могли сделать разве что Алла Борисовна да «Песняры» с незабвенным Владимиром Мулявиным.
Столичную «Арену» с 10 тысячами зрителей Корж уже собирал дважды – в 2013 и 2017 году. На киевском стадионе недавно, в июне, насчитали 26 тысяч голов! В Москве на концерт, который состоится 31 августа, по слухам, тоже все билеты проданы. Орды фанатов, в основном, девочки и юноши пубертатного возраста, носятся за кумиром по всем городам и весям.
Макс отработал минскую программу по полной. Его песни перемежались собственными долгими «философскими» рассуждениями, которые юная аудитория, судя по лицам, скучно впитывала. Но в целом публика балдела, вопила и слэмилась. Короче, Макс сделал свое дело, Макс может уходить… А точнее уезжать на дальнейшие гастроли. Как говорили сестры, «В Москву, в Москву»…
Большим минусом, и это заметили многие, был звук, который явно не соответствовал заявленному уровню. Концертная аранжировка, потеряв привычную лиричность, больше походила на читку. Хотя у хип-хопера отныне и навсегда в кармане главный козырь – он собрал целый стадион, под завязку! И это мегарекорд для Беларуси!
Слушатели проводят параллели между вчерашними кумирами сцены и теперешними. Замечают, что раньше, например, не успел вечером Эдуард Хиль исполнить в эфире свой «Потолок ледяной», как вся страна наутро подпевала: «Как пойдешь за порог, всюду иней, а из окон парок синий-синий». Вряд ли после воскресного шоу утром в понедельник в трамвае услышишь: «Небо поможет нам! Небо поможет искать. Твой навигатор настроен на ту, так где тепло. Ты мой друг если че-то стоишь, а не просто трепло». Да и не поется эта мелодия, а скорее читается. Совсем другая поп-культура, другое «музло». Культура сценическая абсолютно другая, да и расстояние между кумиром и поклонником благодаря современным технологиям стало минимальным.
Вообще Корж – это даже не про музыку, а про атмосферу и настроение. Корж – это явление. Для молодежи – желанный глоток некой свободы и способ самовыражения. Его песня «Малый повзрослел» стала неформальным гимном юношей и девушек. У Коржа на YouTube отдельные композиции набирают по 50-100 миллионов просмотров! Сегодня его трек «2 типа людей» поднялся на восьмую позицию в мировом чарте Genius! Выше только песни Тейлор Свифт из ее нового альбома.
Корж — это еще и успешный коммерческий проект, шоу-бизнес. Маркетинговая стратегия с правильно очерченной возрастной категорией. Без прослойки в виде продюсеров, агентств и прокатчиков, по крайней мере на начальном этапе.
Музыковеды называют публику, слушающую кридов и коржей, низкопробной, интеллектуально неразвитой, ленивой и деградирующей, а самих исполнителей — «держателями микрофонов». Хотя вместо того, чтобы фокусироваться на оценке музыкальной составляющей, стоит все же разобраться, чем так интересен Корж нашим детям, почему он притягивает, как магнит, миллионов юношей со взором горящим? Тут не в голосе дело… Ясно, что лунинецкий уникум – не Шаляпин и не золотой голос столетия. Наверно, Корж уловил что-то важное, ценностное для наших детей, то, что они не находят во взрослом мире. Своими битами, стихами, харизмой, простой для восприятия музыкой парень запал им в душу. Он поет о вечном, о том, что для ребят на данном этапе является самым надежным «бронежилетом» – дружба, мечты, любовь, верность, искренность…
В свое время целые стадионы малолеток собирал «Ласковый май» и «Звери», однако детвора «выросла» из штанишек Ромы Зверева и Юрия Шатунова, а последние, кроме своего привычного репертуара, возмужавшей публике не смогли предложить ничего другого. Корж занял нишу в школярно-подростковом сегменте, его поклонники — те, кому близка «пацанская тема». Они еще не определись в жизни, и окрашивают свои мысли, поступки исключительно в черно-белые тона. Потому Корж, предлагающий им кайф, флэты. тачки, бабки очень органично вписывается в их действительность. Но лет через десять, если не сменит пластинку, то попросту сдуется как артист.
Он хорош, пока создает песни для своих, для избранной аудитории, куда попали миллионы ребят, живущие, как и положено маленьким революционерам, по своим пацанским правилам. Они даже свой язык создали, чтобы родакам было непонятно. Знаете, например, что такое «посиделки на падике с посонами?» На нашем скучно-взрослом наречии — это всего лишь болтовня на лестничной клетке с мальчишками. А у них, молодых, такой базар «не прокатит»!
«Адель, Эминем, Заз, Милен Фармер, Стинг, Элтон Джон, Хадоввэй, Индила, Хозиер, Кукрыниксы, IDragons, Эд Шеран… А еще Гага, Робби Вильямс, LP… Это я в свои сорок понимаю и принимаю. Но раз Корж собирает стадионы, значит, нашел своего слушателя, рубит бабки и в целом молодец. Но какой же это все же трэш, – рассуждает один из свидетелей эпохального шоу. – Ни текстов, ни музыки, ни голоса. Я не знаю почему, но его песни абсолютно не запоминаются. Лет 7-8 он уже выступает, и за все это время в голове не отложилось ни слов, ни мотива, ни одного его произведения. И я не один такой. Вчера мы просто позорно сбежали из кафе на Маркса, по-быстрому перекусив, потому как Корж был везде, на всю громкость и изо всех дверей ))) вот честно, даже какие-нибудь спайс-герлз или, прости господи, Киркоров и то звучат мелодичнее».
Ну а экзальтированная тусовка, зарядившись энергией Коржа, никак не могла утихнуть: бродили по улицам города, орали что-то, выпуская пар.
Все повторяется… Лет тридцать тому назад мы тоже торчали под цоевское «мы ждем перемен». Перемен дождались, но непонятно что теперь делать…
Иван ЛУЧКО