Кто расчехляет оружие судного дня
Август определенно черный месяц для глобальной безопасности. Не успел полететь в мусорную корзину договор о ликвидации ракет, открывший путь к глобальной ракетной войне, как появилась новая новость из той же серии. Министр обороны Индии Раджнатх Сингх заявил, что страна может пересмотреть положение своей ядерной доктрины, содержащее обязательство не применять ядерное оружие первыми. Его слова прозвучали на фоне усиления трений с соседним Пакистаном, который также обладает ядерным оружием.
Это заявление вызвало большой резонанс. Сегодня опасность заключается не только и не столько в том, начнется ли ядерный конфликт между Индией и Пакистаном. Но еще важнее — не будут ли подвержены ревизии и другие ядерные договоренности? Тем более что Индия и Пакистан не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Договор о нераспространении ядерного оружия от 1968 года устанавливает, что ядерными державами де-юре признаются государства, осуществившие ядерный взрыв до 1 января 1967 года, — США, СССР/Россия, Великобритания, Франция и Китай.
Но на самом деле государств, осуществивших разработку, производство и испытания ядерного оружия, гораздо больше.
В ядерный клуб входят также «молодые» ядерные державы, не подписавшие договор о нераспространении (Индия, Пакистан, КНДР). Имеются также неофициальные ядерные державы, как, например, Израиль, не комментирующий свой ядерный статус.
Здесь надо учитывать и страны, предоставляющие свою территорию для размещения ядерного оружия других ядерных держав — членов НАТО (Германия, Италия, Турция, Бельгия, Нидерланды).
Наконец, тема нераспространения чувствительна для государств, имевших в прошлом ядерное оружие и добровольно отказавшихся от него (Беларусь, ЮАР, Украина, Казахстан).
Таким образом, существует достаточно сложная система ядерных взаимоотношений и интересов, в которой очень важны ясные безукоризненные правила игры.
В прошлом году Пентагон обнародовал новую ядерную доктрину США. В американском оборонном ведомстве объявили, что усилия США будут направлены на разработку ядерных боезарядов малой мощности. Кроме того, в доктрине говорится, что Вашингтон продолжит тратить средства на модернизацию ядерных сил и развитие элементов ядерной триады (межконтинентальные ракеты, стратегические подводные лодки и бомбардировщики). Расширенное ядерное сдерживание продолжит быть краеугольным камнем американских усилий по нераспространению.
В российской концепции применения ядерного оружия не прописан превентивный удар.
К сожалению, эти правила подвергаются сегодня эрозии в условиях острого соперничества ведущих государств мира, разрывающих основополагающие договоры безопасности даже между собой. Слом мирового порядка, установившегося после Второй мировой войны, несет с собой деформации глобальной безопасности.
Но в прошлом году комитет Совета Федерации по обороне предложил Совету безопасности рассмотреть возможность подготовки новой редакции «Основ политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». И по крайней мере, на уровне дискуссий в экспертном сообществе обсуждается «определение условий перехода России к применению ядерного оружия, принятия решения на ответные действия при применении противником гиперзвукового оружия и других видов стратегического неядерного оружия».
В целом, как констатирует Стокгольмский институт исследования проблем мира, США и Россия инвестируют в ядерную модернизацию, а Индия, Пакистан, КНР и КНДР наращивают арсеналы. Успокаивает то, что ни Штатам, ни России доведение гонки вооружений до уровня Карибского кризиса не нужно и все последние события можно считать проявлением жесткой дипломатии. Свою позитивную роль в этом могут сыграть все участники ДНЯО, включая Беларусь.
Нина РОМАНОВА, «СБ. Беларусь сегодня»