Коррупционеру не светит ничего
НЕСКОЛЬКО дней назад вступил в силу Закон «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков». Под его действие подпадают около 6 тысяч человек, в том числе 2 тысячи выйдут из мест лишения свободы. Они осуждены за преступления, которые представляют наименьшую опасность для общества. Первые амнистированные могут выйти уже через несколько недель. Это будут беременные женщины и пожилые люди. Зато ни одному коррупционеру амнистия не светит. Тем самым государство дает понять, что намерено и в дальнейшем жестко бороться с таким злом.
Это еще один повод поговорить о мздоимстве, возможности его профилактики и преодоления. Сообщения о задержании очередного коррупционера приходят чуть ли не ежедневно. Если в 2017 году по статье 430 УК («Получение взятки») зафиксировано 736 преступлений, то в 2018-м — почти в три раза больше. К сожалению, немалая часть наших граждан воспринимает коррупцию слишком узко. Лишь как получение взятки. Возможно, такой подход провоцирует на преступления и некоторых должностных лиц. Мол, какой я нарушитель закона. Ну пригреб немножко под себя. Так ведь взяток же не брал.
Так вероятно полагали и специалисты барановичского сельхозпредприятия, которые закупали ветпрепараты у фирмы-посредника в 2—2,5 раза дороже реальной стоимости. Общая сумма переплат за два года — почти 300 тысяч рублей. Возбуждено уголовное дело по статье 210 УК («Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями в особо крупном размере»). Возможное наказание — до 12 лет лишения свободы. Уже заранее известно, что эти люди отсидят, как говорится, от звонка до звонка. Почему?
10 мая нынешнего года Президент подписал Декрет № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией». Он гласит: не подлежат представлению к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким осужденные за коррупционные преступления. А дальше перечисляются все статьи Уголовного кодекса, относящиеся к этой сфере. Кроме хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, сюда попадают: легализация средств, полученных преступным путем, незаконное участие в предпринимательской деятельности, зло-употребление властью, превышение власти либо бездействие власти с целью получения выгоды и, конечно же, взятки.
Все же, какие бы усилия ни прилагали государства, мировой опыт показывает, что ни одно из них не в силах полностью избавиться от коррупции. А вот минимизировать можно. Для этого надо активнее использовать такое общеизвестное понятие, как профилактика.
Например, стоит рассмотреть возможность периодически проверять на полиграфе чиновников и руководителей определенного ранга на честность при проведении закупок и вообще в экономической сфере. Или, скажем, запретить занимать должности в организациях, которые они раньше курировали. Тогда специалист министерства не будет заинтересован за деньги или подарки лоббировать чьи-то интересы.
Не секрет, что чаще всего взятки чиновникам или руководителям государственных организаций дают представители частных компаний. Надо сделать это невыгодным. Например, ввести ответственность юридического лица за коррупцию. Налагать на частные фирмы штрафы, в разы превышающие размер взяток. Допустим, дали на лапу 10 тысяч, заплатите 100 тысяч в казну. И самим несладко будет, и другим не повадно.
Давайте еще раз обратимся к закупкам в сфере АПК. Почему становится возможным приобретение ветпрепаратов или запчастей по баснословным ценам, в разы превышающим реальные? Да потому, что в это вовлечен узкий круг людей. Пара специалистов или вообще лишь руководитель. А если ответственными за сделку будут 5—7 человек. Да с обязательным предупреждением об уголовной ответственности за превышение цены. Тогда рядовой бухгалтер или председатель профкома вряд ли поставит свою подпись, не убедившись, что все честно. Свобода станет дороже выгоды услужить начальнику.
А знаете, почему в некоторых странах достигают определенных успехов в борьбе с коррупцией? Там в значительно большей степени, чем у нас, ограничено хождение наличных денег. Допустим, предлагают чиновнику большую взятку, а он не берет. Не потому, что не хочет. Просто не сможет этими деньгами попользоваться. За наличные можно пообедать. Купить продукты в магазине, шкаф или велосипед. А за все, что, допустим, дороже тысячи долларов, можно рассчитаться только деньгами с банковского счета. А туда просто так 100 тысяч не положишь. Подтверди, что законно заработал. У нас тоже слишком дорогие сделки мониторятся. Но если кто-то берет мзду по 5—10 тысяч и вкладывает такие наличные в покупку квартир, машин себе или родственникам, ему сходит с рук. Потому как ограничений на хождение бумажных денег нет. Может, стоит перенять полезный опыт?
Василий Гедройц, «СБ. Беларусь сегодня»