За последний месяц Минск стал буквально окрашен в желтую крапинку, и речь сейчас не об одуванчиках. А о ярких велосипедах неизменно солнечного цвета, которые почему-то стоят без хозяина. Без замков и цепей. Причем в местах, которые вряд ли назовешь идеальной парковкой для велосипеда: около подъезда, на выходе из станции метро, на остановке.
Дело в том, что в начале июля в Минске заработал бесстанционный байкшеринг. Сделал ли он велопрогулку удобнее, доступнее и популярнее среди горожан? Сейчас узнаем.
Система байкшеринга (англ. «bike» — велосипед, «to share» — делиться) в Беларуси пока совсем молода и представлена только одним сервисом — «Kolobike». Стоимость поездки – 1 рубль за 30 минут. Как утверждает компания, помимо аренды велосипедов скоро также станет доступен прокат электросамокатов.
Иван, студент
«Началось все с того, что закинуть 5 рублей на счет у меня получилось с раза 20-го – приложение максимально не оптимизировано. Когда все же получилось, потестил первый раз велосипед минут 10, и это стоило рубль. Передачи мне показались не особо удобными: первая – бесполезная, вторая – хороша, но медленная, но медленная, на третьей тяжело крутить.
А вот второй опыт катания получился крайне неудачным. Я не смог разблокировать велик.
Точнее, в приложении он разблокировался, а в жизни нет. Стою я, велик стоит, а у меня списываются деньги. Обратился через приложение в тех. поддержку – мне не ответили. Написал на почту гневный отзыв – тоже реакции не последовало. Завершил поездку и ушел. Итог – потерянный рубль.
Следующие две поездки все было мирно: от Грушевки до МКАДа нормально прокатился за 29 минут, а вот когда ехал с Куйбышева до Пушкинской, столкнулся с тем, что город не адаптирован под велосипеды. Нет адекватной разметки, постоянные подземные переходы, иногда даже без пандуса, пешеходы не умеют себя вести.
Только один раз из всех я целенаправленно открывал приложение и смотрел, где ближайший велик, чтобы проехаться. Кстати, он оказался рядом – минуты 3 пешком. А так я обычно просто куда-то иду, вижу велосипед, в голове сопоставляю, как быстрее добраться до пункта назначения, и беру его.
Мой вердикт: сами велики, тех. поддержка и приложение могли бы быть и лучше, но сам сервис иногда бывает полезен».
Ольга, специалист по маркетингу
«Велопрогулки я люблю, но моя физподготовка не позволяет ездить долго. И если уж кататься, то в приятных, интересных местах, а не вдоль проспекта или вокруг дома. Свой велосипед уже несколько лет хочу купить, но откладываю это дело, его же нужно где-то хранить, а ещё нужен багажник для перевозки на авто. Потому что если в те места, где я бы хотела кататься, ехать от дома своим ходом на велике через полгорода, то обратно уже сил не будет вернуться. Поэтому мне проще приехать на машине туда, где я хочу покататься, и арендовать велосипед на часик (больше часа подряд я пока не готова кататься). И да, мне нравится, что его можно оставить там, где надоело кататься, или я устала, или зашла в кафе кофе выпить. А если передвигаться по делам по городу, то мне все же удобнее на авто.
Из плюсов самого велосипеда – сиденье удобное, посадка на нём для меня комфортна. Для недолгих покатушек он вполне подходит. Единственное, он достаточно тяжелый. Тем, кто привык к своему хорошему велосипеду, естественно, этот покажется ужасным. Условно, если человек, привыкший ездить на авто премиум класса, окажется за рулём бюджетки в базовой комплектации, то воскликнет: «Боже, как на этом можно ездить?!» А тот кто ездил на общественном транспорте, пересев на самый отстойный автомобиль скажет: «Вау! Здорово!» Мне, как заядлой автомобилистке, проще проводить такие параллели.
Пока я каталась только 2 раза, но буду продолжать пользоваться сервисом».
Вадим, работник отдела охраны и контроля, администратор
«Я читал про этот сервис и ждал и ждал его у нас в Минске достаточно долго. Когда он наконец заработал, я сразу зарегистрировался, а вот покататься не удавалось – в моем районе их не было. Но через некоторое время они стали «приезжать» ко мне в округу, и в один раз я просто увидел его с балкона, забронировал и пошёл кататься.
Давно не ездил на велике, поэтому первая поездка была недолгая – 30 минут. Теперь беру покататься, для меня это очень удодно, что оставить можно практически везде.
Приложение у меня не вызвало трудностей: я пользуюсь каршерингом (аналогичный сервис для аренды автомобиля – прим. автора), и все очень похоже, только там сразу с карты деньги снимают, а колобайк – через виртуальный кошелек, на который ты сам с карты кладешь сумму. Как депозит, хитро. Зато при следующей поездке у вас на балансе уже лежат деньги.
По моим ощущениям лучшая скорость – вторая. И насчет тормозов: мышечная память велит ногами на педали назад, как раньше на великах было, а тут нет такого, только на руле две рукоятки тормозов (слева на заднее колесо, справа на переднее). В общем, привыкать надо, а то чуть не врезался пару раз. Еще один минус – вибрации от велика идут неслабые, особенно когда бордюр преодолеваешь.
А так всё понравилось, адреналин получен, ноги гудят с непривычки».
А что у соседей?
Андрей, учится в Варшаве
«В городе действует один прокат велосипедов, который финансируется мэрией и правительством Варшавы. По городу расставлены станции для парковки, ты не можешь оставить велосипед где угодно. На этих станциях ты должен поставить велик и закрепить на замок. Этот замок считывает данные с велосипеда, и поездка автоматически завершается.
Сначала нужно скачать на телефон приложение с App Store или Play Market. Регистрируешься и привязываешь карту.
Обычно первые 20 минут поездки бесплатные, но не получится обхитрить систему, катаясь только по 20 минут. Деньги снимаются по окончании поездки, когда велосипед закреплен на станции. Если ты оставил в городе, то в принципе тоже можно закончить поездку, но тогда с тебя снимут дополнительно 3 злотых (1,58 бел. рублей). А так стоимость проката – 20 грош (11 копеек) за минуту. Интересно, что поляки почти не оставляют прокатные велосипеды и самокаты у своего подъезда, там, где было бы удобнее им самим, а, например, на остановке, чтобы следующему человеку будет быстрее и удобнее найти его там.
Сервис популярен, но с приходом электросамокатов немного потерял свои обороты.
Состояние велосипедов хорошее, как и техническая помощь: можешь обратиться через приложение и сообщить о поломке. На каждой стоянке есть насосы и гаечные ключи, поэтому чуть что можно и тормоза подкрутить, и колесо накачать.
В Варшаве почти всюду, особенно в центре, безбарьерная среда, и очень много велодорожек, поэтому добираться на учебу или работу на велосипеде – вполне хороший вариант».
Александр, живет в Ростове-на-Дону
«В Ростове есть один сервис по прокату велосипедов (обычных и электрических) и электросамокатов. Практически возле каждого крупного магазина или торгового центра есть точка аренды. Подходишь к ней, и там написано какое приложение нужно скачать. Качаешь его, читаешь пользовательское соглашение – это очень важно, потому что за неправильную парковку может прилететь штраф. К примеру, не поставил колесом на парковку, а просто оставил его рядом – словил штраф. Потом на той же самой парковке выбираешь себе транспорт. На каждом из них есть свой QR-код. Ты его сканируешь через приложение, и в телефоне появляется информация, что за велосипед и сколько а нем зарядки, если берешь электровелосипед. Дальше просто подтверждаешь съем устройства, и начинается поездка с почасовой оплатой. Стоимость – 50 рублей в час (2,59 бел. руб.).
Уважение к велосипедистам есть, тебе всегда уступают дорогу пешеходы, другое дело – велодорожек очень мало. Точнее, она одна, вдоль набережной.
Прокатные велики довольно популярны в нашем городе, часто вижу, как на них катаются по улицам».
Александра ДОРАШЕНКО