На этой неделе Беларусь с официальным визитом посетит помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, имеющий репутацию «ястреба» в вопросах внешней политики. Объективно можно предположить, что данный визит вызовет настороженность в России, согласованный план «углубленной интеграции» с которой правительство уже в ближайшее время планирует доложить президенту.
Поэтому крайне интересно разобраться зачем высокопоставленный американский чиновник прибывает в нашу страну, которая не только является единственным военно-политическим союзником Москвы на западном направлении, но также до сих пор находится под санкциями США.
«Глобальное лидерство» США
Во-первых, нужно сказать, что не совсем корректно утверждать будто бы Болтон специально направляется именно в Минск. На самом деле предполагается своего рода турне помощника Трампа по восточноевропейским странам, включающее посещение Беларуси, Украины, Молдовы.
Во-вторых, если в случае с Беларусью визиты американских государственных служащих подобного ранга пока еще редкость, то в отношении других союзников России такого сказать нельзя. Можно вспомнить прошлогодний визит того же Болтона в Армению, либо переговоры бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с Дональдом Трампом и т.д.
Как видим, членство в ЕАЭС и ОДКБ никак не мешает этим странам развивать отношения с США, как и не приводит к потере союзников для России. Например, для государств Центральной Азии американцами был предложен проект «С5+1», где с одной стороны участвуют США, а с другой — бывшие советские среднеазиатские республики. Последняя встреча в этом формате прошла на прошлой неделе в Нур-Султане, причем Вашингтон был представлен на уровне заместителя госсекретаря Дэвида Хейла, а страны ЦА —министрами иностранных дел.
Совершенно очевидно, что, с одной стороны, любое государство не может игнорировать Штаты, которые пока являются ведущей сверхдержавой современного мира. С другой стороны, необходимо понимать, что США во внешней политике преследуют собственные геополитические цели в соответствии с идеями глобального лидерства, которые заложены в американских доктринальных документах.
Проще говоря, «глобальное лидерство» США предусматривает построение своего рода идеального миропорядка, где Вашингтон будет выступать в роли учителя демократии, а также полицейского, прокурора и судьи для «плохих парней», которые нарушают дисциплину.
В «Национальной военной стратегии США» 2015 года в качестве таких bad gays, несущих «угрозу» современному миру, выделены четыре основные страны Россия, Иран, Китай и Северная Корея.
В этой связи стоит напомнить, что Беларусь состоит в отношениях очень близкого военно-политического и экономического союза с Россией, поддерживает высокий уровень «всестороннего стратегического партнерства» с Китаем, имеет хорошие контакты с Тегераном. Между тем, американцы ведут против Китая открытую торговую войну, а в отношениях с Москвой администрация Трампа мечется от принятия очередного пакета санкций до идеи восстановить Россию в «большой восьмерке».
Белорусская многовекторность
Думается, что визит Болтона в Минск будет использован американской стороной для демонстрации России растущих возможностей США в традиционной «сфере влияния» Москвы и не исключено, что прозвучат очередные заявления о готовности «защитить суверенитет Беларуси» по аналогии с высказываниями помощника госсекретаря США Уэса Митчела, который назвал нашу страну «частью бастиона, защищающего от российского неоимпериализма».
При этом геополитические игры с «защитой суверенитета», включением в какие-то «бастионы» меньше всего нужны официальному Минску, так как не совпадают с целями отечественной внешней политики и создают ненужное напряжение в отношениях с РФ.
Внешнеполитические задачи Беларуси в условиях усиливающейся мировой турбулентности излагаются достаточно просто, однако в ходе выполнения требуют филигранного мастерства.
Фактически ведомство Владимира Макея пытается пройти по канату и с одной стороны установить здоровые отношения со всеми мировыми центрами силы (что объективно предполагает их влияние на ситуацию в Беларуси), а с другой стороны — не допустить втягивания Минска в глобальный конфликт и противоборства сверхдержав на нашей территории по примеру Украины.
Задача в еще большей степени усложняется тем, что ни де-факто, ни де-юре Беларусь не является нейтральным государством, а в военном плане и вовсе представляет собой единый с Россией организм. Поэтому опасность состоит в том, что западные партнеры будут пытаться разыграть многовекторную политику официального Минска для ослабления России, а в Москве будет усиливаться недоверие к нашей стране как к надежному союзнику.
Вместе с тем, в случае успеха Беларусь может получить международное признание в качестве «площадки для диалога», «донора региональной стабильности» по образцу Австрии или Финляндии во второй половине 20-го века, когда эти страны, будучи фактическими членами евроатлантического лагеря, сохраняли доверительные отношения с СССР и государствами Варшавского договора.
Что касается американского направления, то задачи Беларуси в принципе тоже понятны. Давно назрела необходимость снятия с Главы государства и ряда чиновников санкций США, которые недавно с совершенно абсурдной формулировкой «угроза национальной безопасности» снова были пролонгированы Дональдом Трампом.
Также очевидна необходимость восстановления полноценного дипломатического присутствия между Минском и Вашингтоном, так как отсутствие посольств в отношениях со сверхдержавой — явная аномалия. Кроме того,
Беларусь стремится получить доступ к закупкам американской сырой нефти, технологиям, инвестициям и финансово-кредитной поддержке и это вполне логично, так как проведение суверенной политики предполагает диверсификацию экономических партнеров. Ну и наконец политический аспект: в свете предстоящих парламентских и президентских выборов попытаться снять традиционное напряжение со стороны Вашингтона было бы не лишним.
В общем в понимании Минска «углубленная интеграция» с РФ никак не противоречит развитию партнерских отношений с ЕС и США, Беларусь уже многие годы заявляет о неприемлемости выбора «или — или», усилении роли малых стран на международной арене и пр.
Однако в этой связи по-прежнему остается знак вопроса относительного того, что думают по этому поводу как на Западе, так и на Востоке и что взамен потребуют те же американцы. Есть мнение, что путь Беларуси к достижению свей цели будет проходить по минному полю, где любое неосторожное движение может привести к катастрофе, однако никакой альтернативы выбранному маршруту пока не просматривается.
Александр Шпаковский, imhoclub.by