(Продолжение)
Итак, Друзья-Сябры, продолжая путешествовать по Нижегородской области, с утра отправляются в старинный город на Волге – Городец.
Буквально час – и мы на месте. Непривычно холодный ветер сбивает с ног.
Однако летняя прохлада и грозные, надвигающиеся прямо на нас облака не испортили впечатления об этой замечательной и познавательной прогулке.
Старинная купеческая застройка, живописные виды на Волгу, внушительный музейный квартал, киоски с пряниками и сувенирами – все это настроило нашу команду на содержательное и нескучное пребывание в историческом месте.
Сложно представить, что этот небольшой городок практически ровесник Москвы. Одни полагают, что его основал в 1152 году Юрий Долгорукий, другие уверены, что первый камень заложен в 1163 году Андреем Боголюбским. Как бы то ни было в летописях Городец впервые упоминается в записях от 1172 года.
В центре Городца установлен памятник Александру Невскому, который умер здесь в 1263 году, приняв за несколько дней до кончины схиму под именем Алексия.
В начале XV века хан Едигей сжег город, превратив его в «Пустой Городец». Лишь в конце XVI — начале XVII века он был заселен снова и впоследствии стал центром ремесленничества.
Сегодня сюда направляются тысячи туристов, чтобы полюбоваться каменными купеческими особняками, резными наличниками и красивейшей набережной.
В Городе мастеров, куда мы нагрянули сразу же по приезду, можно смело зависнуть на целый день. Здесь есть что посмотреть и чему удивиться.
Мастер золотого шитья Ольга Калягина представила на выставке декоративные платки, панно, шарфы, броши и даже платье.
Городецкая золотая вышивка, как рассказал гид, один из самых старинных и уникальных видов высокохудожественного народного искусства в России. Такую роскошную одежду и платки носили в Нижегородской губернии состоятельные барышни.
Чтобы сотворить подобное изделие, требовались особая сноровка, талант и опыт, нарабатывавшийся годами. Искусных мастериц, владеющих техникой золотой вышивки, насчитывались единицы. Естественно, что их работы стоили больших денег. Поэтому такой гардеробчик бережно хранили в сундуках и передавали по наследству в качестве приданого. Это был капитал понадежнее любой валюты! О владелице, скажем, золотого платка знала вся округа, он поднимал престиж невесты.
Женская половина Сяброў, видя в продаже золотые шедевры кройки и шитья, естественно, поинтересовалась, с чем сегодня носят такие вещицы (кстати, по-прежнему ОЧЕНЬ дорогие). Ответ был закономерен – подойдет черное коктейльное платьице, которое есть в гардеробе любой модницы.
Городец с давних времен славился «глухой» резьбой по дереву. Плотники и резчики изумительно владели топором, стамеской и долотом, создавая непревзойденные образцы глухой резьбы. Именно ею украшали потом строящиеся на Волге суда. Мастерство удивляло самого Петра Великого. Он вызывал их на постройку военных кораблей в Преображенское. А по распоряжению графа Орлова городецкие крепостные плотники-корабелы отправлялись на работу в его сибирские вотчины.
С кораблей резьба перешла на дома зажиточных крестьян. Карнизные доски домов, наличники окон и ворота, пилястры и навесы стали украшаться корабельной резьбой.
Избы, украшенные городецкой резьбой, для нас, современников кажутся сказочными теремами.
Надолго задержались у экспозиции Алексея Любушкина , который занимался корнепластикой и лесной скульптурой. Известного городецкого мастера уже нет в живых, а его работы радуют посетителей. Липа, береза, яблоня, осина – у каждого дерева свой характер. Но самым любимым у Алексея Федоровича был твердолобый кап. Именно из него, вручную, без каких бы то ни было электроинструментов, он и создавал свои шедевры.
Особенно восхитила городецкая роспись. Яркая, необычная, богатая жанровым сценами и добрым юмором. Сябры надолго застряли в сувенирной лавке, где в широком ассортименте представлены предметы народного художественного промысла.
Расписные подносы, кружки, шкатулки, ключницы, разделочные доски — каждый хотел приобрести на память какую-то вещицу. Тем более, что это красивое изделие является не просто элементом декора, но и несет функционал, его можно использовать в быту. Кстати, один товарищ уже был готов купить огромный сундук, но коллеги отговорили от этой затеи: «Приедешь на своем авто – тогда и скупишь всю лавку!»
Особняк купца Гришаева своими белоснежными кружевными наличниками притягивает, как магнит. Здесь сегодня расположился Терем русского самовара.
Экскурсовод Татьяна Глебовна Рыжухина, как она себя представила, — купчиха во втором поколении.
В музей стоит сходить хотя бы потому, чтобы увидеть высший пилотаж работы экскурсовода. Она читала о самоваре веселые и лирические стихи, пела, учила танцевать фокстрот. Для нее самовар – это оберег дома, а русская чайная церемония – спокойное наслаждение мелочами, неспешная беседа, сплачивающая семью. Хозяюшка растрогала всех нас до слез.
В Тереме – больше 500 самоваров различного возраста. Одним – двести, другим – 20 лет. Это самая большая коллекция в стране. Латунные, медные, посеребренные, никелированные; в форме яйца, желудя, греческой вазы, сфинкса… По способу нагревания — угольные, дровяные, нагреваемые на шишках, керосиновые, электросамовары…
В экспозиции есть самовары-«эгоисты» на одного человека и огромный трактирный самовар на несколько десятков литров.
Некоторые сделаны из подручного материал – гильзы и консервной банки.
Коллекция постоянно пополняется, недавно в музее появился самовар пушкинской поры, из которого, возможно, пил чай сам Александр Сергеевич.
Хранится здесь и самовар, сделанный для подарка по заказу президента России Владимира Путина.
А тогдашний полпред президента в ПФО, а ныне Государственный Секретарь Союзного государства Григорий Рапота подарил музею старинную медную кашницу.
Дивеево
Дивеево – крупнейший духовный центр православной России, место, куда устремляются паломники из разных стран мира. Мы приехали сюда в субботу, на весь день.
В христианстве Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь является одним из четырех уделов Святой Богородицы, местом, находящимся под ее особым покровительством. Три других расположены в Иверии, Афоне и Киеве.
В 1760 году по дороге в Саровский монастырь здесь остановилась монахиня Агафья Семеновна Мельгунова. Матушка совершала паломничество по храмам России, после того как ей явилась Дева Мария и наказала найти место под обитель «равной которой не было, нет и никогда не будет».
Именно в Дивеево Богородица явилась монахине во второй раз и повелела возвести на этом месте женский монастырь. Буквально через пару лет было начато строительство церкви Казанской иконы Божией Матери.
В 1825 году опекунство над общиной взял Преподобный Серафим Саровский, проживший до того 15 лет в добровольном затворе.
Великий старец принимал всех, кто нуждался в духовном наставлении и способствовал развитию монастыря. При жизни батюшки Серафима и по его заветам построены несколько храмов и вырыта Святая Канавка. Через 9 лет после преставления старца две общины — Казанская и Мельничная – объединились в одну, получив название Серафимо-Дивеевской.
При советской власти монастырь закрыли, а помещения использовались для хозяйственных нужд.
Сестры сумели сохранить значительную часть святынь. Возрождение монастыря началось в 1988 году, а в 1991 году было принято решение Священного Синода о возобновлении его статуса.
Серафимо-Дивеевский монастырь с его главной святыней мощами преподобного Серафима – место, которое привлекает верующих, и тех, кто только ищет свой путь к Богу, и тех, кто думает, что является неверующим.
В храмовых комплексах дивеевских монастырей почивают святые мощи почитаемых святых: преподобного Серафима Саровского, а также преподобных жен Дивеевских.
В нашем кругу были, в основном, люди верующие. А потому для них посещение Дивеева – большое и радостное событие. Симфония радости.
Мы поклонились святым мощам, прошли с молитвой по Канавке Божьей Матушки, помолились перед чудотворной иконой «Умиление». Взяли с собой сухарики от уныния и святое масло.
Недалеко от монастыря находятся четыре Святых источника, куда приезжают православные молиться об исцелении болезней душевных и телесных. В этот дождливый день паломников было не очень много, а поэтому не пришлось даже стоять в очереди к купальне.
День закончился на какой-то особой, величественно-грустной и одновременно радостно-торжественной ноте. Многие назад ехали молча. Каждый думал свою думу. Быть может, о чем-то личном, сокровенном? Или, кто знает, о судьбах страны и цивилизации?
… Считается, что в Дивеево должен побывать каждый православный человек. Конечно, верующим людям сюда лучше всего приезжать с ночевкой, настроиться на молитвенный лад, сходить на утреннюю службу, пройтись по Канавке. Подумать о своей жизни, вознестись мысленно к небесам и попросить о спасении. Поэтому Друзья-Сябры, уезжая из этого чудесного и благодатного места, чувствовали, что сюда хочется вернуться еще раз.