Всего в Беларуси насчитывается около 150 древних каменных крестов. Уже второй такой уникальный памятник старины обнаружен в Стародорожском районе.
Ежегодно летом известный археолог Олег Вильгельмович Иов проводит на Стародорожчине раскопки древних курганов, вновь и вновь убеждаясь в том, что «сердцевинка» дреговичских земель хотя и размещалась на труднопроходимых болотах, но в плане социально-экономического развития «болотом» отнюдь не была.
Есть вообще такая гипотеза, что белорусское Полесье является родиной для всех славян, но это лишь спорное предположение.
А вот то, что наши пращуры шагали в ногу со временем, — установленный факт. И есть тому доказательства: находки, которые приносит каждый очередной сезон. Местные модницы щеголяли в стеклянных бусах из Арабского Халифата, ткачихи пользовались привезенными с южных территорий шиферными пряслицами (выточенными из камня деталями ткацкого станка), знатные люди нанимали в свои дружины профессиональных воинов из других земель. Хранят захоронения и черты самобытности дреговичского племени: характерные украшения, типичную для наших земель керамику, рабочие инструменты, оружие…
Год за годом из этих открытий медленно, но верно складывается пазл жизни уголка Киевской Руси, где в 10-11 веке разворачивались многочисленные исторические события. Прямо в реках и озерах местный люд массово крестили в православную веру. Отражали набеги печенегов и половцев, с огнем и мечом покушающихся на наши земли, а в «свободное время» князья воевали между собой. Развитие ремесел и торговли не шло вперед, а бежало, как волны многоводной тогда Птичи. Ушлые торговцы, невзирая на опасности путешествий, колесили по пути «из варяг в греки» и несли с собою новые знания и информацию — главную ценность во все времена. В больших поселениях начали строить первые каменные здания. Уже велась переписка на бересте…
Примитивное, многотрудное время, когда людской век длился в среднем едва ли 30 лет, — а сколько человек успевал сделать, имея в помощниках лишь собственные руки, голову и желание творить…
На сей раз погода испытывала ученого и его юных помощников лагеря головокружительной жарой, но даже это не остановило увлеченных краеведов и не помешало сделать очередные открытия — без преувеличения сенсационные.
В частности, обнаружены несколько новых групп курганных могильников, ранее не описанные исследователями, причем одно из древних кладбищ насчитывает порядка 200 захоронений. Они датируются приблизительно рубежом первого и второго тысячелетий. Территория могильника была когда-то «прихвачена» сельхозугодьями и изрядно пострадала от вспашки, культурный слой частично разрушен, но… типичные для 10-11 века артефакты были найдены прямо на кукурузном поле, на поверхности почвы.
«Вот дужки ведерка, кусочек кресала, — бережно перебирает экспонаты Олег Вильгельмович, — а это топор дружинника и пряжка от пояса дружинника. Когда-то это была красивая, дорогая и «статусная» вещь, носившая личную информацию. Пояс мог много сказать о своем владельце: накладки на нем свидетельствовали о заслугах воина, указывали на ранг. К поясу привешивали амулеты, фигурки зверей, совиных голов».
Еще одна ценная находка — дреговичская бусина, вторая, найденная в нашем районе. Эти украшения были, можно сказать, «фирменными» — они служили своего рода опознавательным знаком местных женщин. Техника их изготовления была сложной, работа кропотливая, стоили бусины дорого. Мастер сначала сплетал круглую или цилиндрическую бусинку из паутинно-тонкой серебряной проволоки, затем напаивал на готовое изделие крошечные металлические шарики (они назывались зернью или сканью). Первая найденная в стародорожском кургане бусина примечательна своим размером: она в числе самых крупных из найденных в Беларуси.
Размеры «новенькой» определить сложно — изделие было покалечено при вспашке почвы и частично сплющено. Но даже в этом виде артефакт не оставляет сомнений: она, родимая…
***
У деревни Языль не одно, а целых три старых кладбища: вероятно, потому, что у села когда-то размещались хутора.
«Подсказали нам, что на одном из кладбищ имеются характерные холмы, — рассказывает Олег Вильгельмович. — При ближайшем рассмотрении стало очевидно, что это типичная курганная группа из девяти древних захоронений. Таким образом, это место последнего упокоения с более чем тысячелетней историей. Исторический центр его давно «ушел под землю», осталось вокруг кольцо захоронений более позднего периода. Такие памятники старины на старых кладбищах сохраняются неприкосновенными как раз из-за своего местоположения: черным копателям сложнее до них добраться, чем до лесных курганов. Деревня рядом, все на виду… Это важная и ценная находка».
Открытие сезона — каменный крест, тоже второй в районе (первый найден на кладбище в Синегово). Вытесанная из цельного валуна массивная скульптура, на которой высечен древнеславянский солярный знак, вросла в землю, выглядывала наружу лишь верхняя лопасть.
«Средневековые могилы обозначались каменными стелами (обтесанными камнями) и крестами, — говорит Олег Вильгельмович. — Кресты, конечно, встречались реже. На Полесье они вообще редки: здесь не так много ледниковых валунов, как в других областях Беларуси. Трудно и дорого было перевозить их с места на место и обрабатывать. По всей видимости, человек здесь погребен непростой…»
Археолог датирует находку 14-17 веком. Вообще ученые датируют кресты по форме креста: чем она проще, чем более округлы очертания (несовершенные зубила не позволяли высечь правильную форму) — тем древнее находка. Наш, если смотреть с этой точки зрения, в почтенном возрасте.
Языльский крест будет внесен в Государственный реестр памятников культуры. культуры. Ребята из лагеря старательно вычистили крест и территорию вокруг него, выполнив благородную и нужную работу. Это дань уважения нашей истории, ушедшим в вечность предкам и уникальному творению неизвестного мастера.
Инна КАНДАУРОВА