Премьер сыграл партию
Итак, новым лидером Консервативной партии Британии, а соответственно и премьер-министром страны стал Борис Джонсон. Человек, который громогласно заявлял, что окончательный выход Британии из ЕС к 31 октября — «вопрос жизни и смерти». Именно его резкая, скандальная, непримиримая позиция за брексит любой ценой и позволила ему сделать столь головокружительную карьеру. От журналиста, который в своих колонках выставлял Евросоюз в как можно более нелепом виде. До премьер-министра, которому придется довести до конца вопрос, ввергающий Британию в самый серьезный кризис со времен Второй мировой войны.
Официальная передача власти от действующего премьера новому состоится сегодня, после последней для Терезы Мэй сессии ответов на вопросы парламентариев в парламенте. Назначения на ключевые посты в новом правительстве, как ожидается, будут объявлены в среду вечером.
Выход из Евросоюза без сделки, как того добивается Борис Джонсон, приведет к резкому разрыву пятой в мире экономики с Евросоюзом. Критики говорят, что это подорвет глобальный рост, финансовые рынки и ослабит позиции Лондона как ведущего международного финансового центра. Тем не менее Джонсон утверждает, что его главное орудие для того, чтобы быстро довести брексит до конца, несмотря на три года безуспешных мытарств его предшественницы на премьерском посту, — это готовность выхода без сделки.
Символично, что имя нового премьера объявлено в тот день, когда формально можно начать отсчет новых ста дней до выхода Британии из ЕС. Таким образом, отмечают британские газеты, кто бы ни стал лидером страны, его сто дней у власти действительно станут решающими.
По мере разрастания кризиса в Британии становится все больше противников выхода без сделки. Даже среди консерваторов. Так что если перспектива вылета Великобритании из ЕС без сделки станет реальной, то парламент вполне может «провалить» и нынешнего премьера.
Как бы то ни было, у нового премьер-министра всего лишь три пути. Первый — отозвать решение о выходе из ЕС. Но это означает похоронить идею, которая возвела его на премьерский пост. Второй — добиться отсрочки. Но что это даст? Брюссель отсрочку, может, и предоставит, но не поступится принципами, а выжмет из Лондона еще больше.
Наконец, не исключено проведение еще одного референдума по брекситу, на котором британцам практически предложат от него отказаться.
Но еще раньше брексит может привести к досрочным парламентским выборам с неизвестным для Джонсона и его партии результатом.
Готов ли нынешний хозяин резиденции на Даунинг-стрит пожертвовать и самой карьерой ради идеи о брексите? Очень многие наблюдатели в этом сомневаются, зная честолюбивого Бориса. Впрочем, это внутренние дела британцев. Нам же, глядя со стороны, хочется надеяться, чтобы такая ключевая страна, как Британия, не увязла во внутренних проблемах в самый неподходящий момент. От нее сегодня в Европе многое зависит. И не только в Европе. В последнее время возросла роль Британии в связи с кризисом в Персидском заливе. Посмотрите, что происходит прямо сейчас с танкерной войной в Ормузском проливе, в которой оказалось замешано и британское судно.
Охрана судоходства в регионе планируется европейскими странами без участия США, так как ЕС не присоединяется к политике «максимального давления» на Тегеран, заявленной президентом Дональдом Трампом. Этот эпизод тянет за собой огромную геополитическую проблему, по сравнению с которой даже брексит окажется детской забавой. В общем, ради собственной безопасности Европе надо объединяться, а не разъединяться.
Нина РОМАНОВА, «СБ. Беларусь сегодня»