Нижний: все выше…

Потенциал этого города как одного из крупнейших экономических и культурных центров России (и не только)  стремительно развивается. Представители клуба «Друзья-Сябры», объединяющего журналистов и блогеров двух сторон, убедились в этом воочию. 

Град, именуемый в народе просто Нижним, ведет отсчет своей истории с XV века.

Далеко окрест видна была красная «шапка» древнего Кремля, гордо вставшего на высоком берегу Волги.

За его стенами дышал, шевелился и добрел город — по-купечески самодостаточный, истово православный, красивый собой и с истинно русским сердцем. Ни разу за всю историю он не покорился никакому супостату, ни разу вражья нога не ступила на его земли.

Именно здесь, в Нижнем, поднялся на борьбу со змеиным польским нашествием народ, вдохновляемый Мининым и Пожарским.

Здесь на заводах в пламени горнов рождалась победа  — техника для фронта.

Здесь болдинской осенью гений водил рукой Александра Пушкина, бросая на бумагу легкие изысканные строки. Здесь творили Василий Жуковский, Владимир Короленко, Максим Горький. В Нижнем прошло детство Максима Богдановича, осененное неповторимой вольной красотой волжских берегов…

Ну и, конечно, здесь звенела златом-серебром и пестрила товарами нижегородская ярмарка — как о ней не вспомнить! На крупнейшем экономическом форуме торговали и заключали сделки купцы европейские, армянские, персидские, хивинские — со всех концов света. Продавали и покупали металлы, чай, ткани хлопчатые, шерстяные да шелковые, и чего тут только не было для честного люда…

Сегодня Нижний — пятый по численности населения город в стране, город-лидер во всем. На его примере очень хорошо просматриваются настоящее и будущее современной России, ее экономический и духовный потенциал, равно как и  перспективы развития Союзного государства.

Будем дружить регионами

2

Какие нити связывают Нижний Новгород с Беларусью и ее регионами?

Акценты в теме расставил  в ходе пресс-конференции вице-губернатор Нижегородской области Евгений Люлин. Участие в беседе приняли также представитель МИД России в Нижнем Новгороде Сергей Малов и руководитель отделения Посольства Республики Беларусь в Нижнем Новгороде Александр Власов.

«Кто бы что ни говорил, какие бы не возникали политические разночтения — нет нам ближе народа, чем белорусский, — подчеркнул Евгений Люлин в разговоре. — Это выражается не только в словах, но в отношении, в экономическом, политическом, культурном аспектах».

Нижний Новгород поддерживает торгово-экономические связи со 139 странами-партнерами, и Беларусь держит в этом списке почетное первое место.

Недаром Нижегородчина имеет собственное представительство в нашей стране. По словам вице-губернатора, это не случайность и не дань советским традициям. Активные отношения стран закладывались лет 15 назад. Тогда партнеры мечтали о полумиллиардном обороте, сегодня есть миллиард — и новые перспективы. В работе много общих проектов: производство автокомпонентов, строительство атомной      станции в нашей стране и целый ряд других.

В рабочем поселке под городом Горьким

3

Старшее поколение отлично знает эту песню — «Сормовскую лирическую», в традициях времени — искреннюю и мелодичную.

«Красное Сормово» — известнейший завод, легенда судостроения, мировой знак качества со 170-летней  «выдержкой». В основании и развитии этого производства воплотился промышленный талант Дмитрия Егоровича Бенардаки, превративший «Сормово» в уникальное предприятие своего времени, а его владельца из простого офицера и горного инженера — в миллионера, одного из богатейших людей России.

Судьба миллионера

4

Бенардаки был отличным предпринимателем. Начав с виноделия, инвестировал доходы в промышленность и сельское хозяйство.

«Сормово» — его любимое детище, в которое были вложены ум и душа не только самого Дмитрия Егоровича, но и сплоченной им команды талантливейших специалистов. Здесь сошли с конвейера первые русские пароходы. Впервые на производстве появились паровые машины, токарные станки, подъемный кран, мартеновская печь…

При жизни Дмитрий Бенардаки щедро благотворительствовал, особенно детям. Построил Греческую посольскую церковь в Петербурге во имя святого великомученика Димитрия Солунского, о которой в журнале «Нива» в 1884 году писали: «Греческая церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского, построенная на Песках, между Четвертою и Пятою Рождественскими улицами, представляет собой в нашей столице один из лучших в мире образцов византийского зодчества».   Частенько одалживал деньги, кстати, Николаю Васильевичу Гоголю, с которым познакомился в Германии на водах. Историк М. Погодин так писал о своем совместном с Гоголем и Бенардаки пребывании в Мариенбаде: «Всякий день после ванны ходили мы втроем — я, он (Бенардаки) и Гоголь по горам и долам и рассуждали о любезном отечестве. Где он не был, чего не знает, с кем не был он в сношении! Сибирь, Оренбург, Поволжье, Кавказ, Крым, Петербург — у него все как на ладони… Бенардаки, знающий Россию самым лучшим образом, рассказывал нам множество разных вещей, которые и поступили в материалы гоголевских «Мертвых душ», а характер Костанжогло во II части писан в некоторых частях прямо с него».

А вот что пишет о Бенардаки Аксаков: «Известный богач, очень замечательный человек по своему уму и душевным свойствам… этот грек Бенардаки — человек очень умный, но без всякого образования был единственным человеком в Петербурге, который называл Гоголя гениальным писателем и знакомство с ним ставил себе за большую честь».

Когда Дмитрий Бенардаки скончался от болезни за границей, император Александр II лично (!) встречал на Николаевском вокзале гроб с забальзамированным телом.

После революции Греческую церковь разрушили, а погребенные там останки Дмитрия Бенардаки передали в качестве учебного пособия в Государственную медицинскую академию им. И.И. Мечникова.

Лишь в 2011 году состоялось их перезахоронение в некрополе Александро-Невской лавры.

Сормовская машинная фабрика прошла тем временем путь от первых судов до атомных подводных лодок («Барракуда»,  «Кондор», «Варшавянка»), от бронепоездов до танков, не говоря уже о трамваях, железнодорожных мостах и проч., и проч., и проч.

На грань выживания предприятие поставили 90-е — перестройка, вторая революция, будь она неладна. Отсутствие заказов военпрома и спроса на гражданские суда бросило завод в глубокий кризис. Спаслись тем, что продали Китаю три подводные лодки — и прибыль не прожили, не расхватали по карманам, а инвестировали в  развитие производства. Так проявляется патриотизм в мирное время! «Сормово» стало первой российской верфью, где строились суда мирового класса. Пошли заказы. База оборудования ежегодно пополняется и развивается (для примера: за последние пять лет — плюс сто единиц).

Специализируется завод на производстве круизных лайнеров и сухогрузов.

Музей Горького

5

Его имя город недаром носил почти шестьдесят лет — здесь родовые корни семьи Алексея Пешкова, здесь он работал «в людях» и начинал свою творческую деятельность. Творчество и вехи биографии знаменитого писателя знакомы всем, кто интересуется литературой. Лично для меня занятно было посмотреть, как жил Максим Горький, достигнув славы как писатель.

Оказывается, политическая лояльность общества была в те времена вполне высокой. Она позволила буревестнику революции взлететь довольно высоко как в творческом, так и в материальном смысле.  Алексей Максимович снимал десятикомнатную квартиру в двухэтажном особняке, где сегодня хранится почти 2000 его личных вещей. Здесь был своего рода салон, где собирались известные люди, бывали Шаляпин, Андреев, Петров-Скиталец и другие. В этом удобном, уютно обставленном  кабинете рождались пьеса «Дачники», роман «Мать», поэма «Человек».

Интересно, что, будучи человеком весьма состоятельным, писатель почитал своим долгом щедро помогать родным, коллегам и знакомым. Его затраты на благотворительность выливались в огромные суммы. На упреки, почему он так много тратит на эти цели, Горький отвечал: «Говорите,  нехорошо, что я много трачу на помощь; нет, вот кабы я сам зарабатывал, а с людьми не делился — вот это было бы действительно плохо…»

Городец

Колорит старинного купеческого городка  неподалеку от Нижнего Новгорода подчеркивает сохранившаяся застройка XIX века. У каждого приземистого особняка свое «лицо»; так и видятся за ними образы прежних хозяев и хозяюшек почтенных купеческих семейств…

6

Деревянной кружевной пеной, окаймляющей наличники, карнизы, пилястры и навесы, можно любоваться бесконечно. Традиции резьбы повелись здесь от плотников-корабелов со времен Петра Первого и с судов «перекинулись» на особняки.

Сюда лучше ехать на весь день, чтобы не спеша побродить по улицам, ощутить их винтажное очарование, посмотреть интереснейшие музейные экспозиции.

Город мастеров собрал воедино коллекции разнообразных ремесел: можно вдоволь насмотреться на рукотворные чудеса, купить сувениры или поучаствовать в мастер-классе. Золотая вышивка. Жбанниковские свистульки. И, конечно, «хит парада» — городецкая роспись. Веселая, сказочная, ласкающая взгляд.

Здесь угощают чаем на травах, главная из которых — иван-чай, и знаменитыми городецкими пряниками всех форм и размеров, с разнообразными начинками и без. Усаживаешься за это чаепитие, набродившись за день по туристическим  тропинкам, и сами собой всплывают в памяти пушкинские строки:

«За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным…»

Пряники вкуснейшие, действительно царские. Отличная замена вину — чай. Из самовара. В Городце имеется музей этой легендарной русской чудо-посудины, где «проживают» более 500 самоваров разных форм и размеров. Каждый имеет собственную славную историю. А все вместе они учат семью держаться вместе, собираться каждый вечер за самоваром, делить домашнее тепло и мелкие обиды прощать. Чашка горячего чайку и обстоятельный душевный разговор чрезвычайно этому способствуют.

Инна КАНДАУРОВА, «Навiны Старадарожчыны»