Александр Лукашенко прокомментировал заявление оппозиционных СМИ, которые активно муссируют тему планируемой поездки двух лидеров на Валаам.
«Да мы не собираемся на Валааме что-то тайно решать. Это Президента России предложение. Это наша православная святыня. Я там просто должен побывать. Я ему благодарен, что он мне ее лично покажет и расскажет, как он воссоздается, что сделано там. Ничего тайного», — заявил белорусский лидер на встрече с Государственным секретарем Союзного государства Григорием Рапотой.
«Мы определили те рамки, точки, вехи, расставили флажки, как охотники говорят, за которые мы выходить не должны. То, что мы не можем сегодня реализовать. Мы ответили на самый главный вопрос, который, знаете, подбрасывался со всех сторон (не знаю, с какой целью): войдет Россия в состав Беларуси или Беларусь в состав России или нет. Мы ответили, что этого сегодня делать вообще не нужно. Даже разговаривать на эту тему. И Путин на этот вопрос отвечал. И я тем более. Нет такой необходимости. Ну и по ряду других вопросов. Мы решили так, что мы должны идти шаг за шагом. Для того, чтобы реализовать положения союзного договора», — подчеркнул Глава государства.
«Надо решать и текущие вопросы, которых у нас с Россией немало. Например, у нас сегодня порядка 80 предприятий закрыты Россельхознадзором или каким-то там органом в России, а может быть, и правительством. Скорее всего, правительством. Закрыты к поставкам нашей продукции в Россию. Притом под надуманным предлогом. Ведь можно принять и обосновать любое решение, — отметил Глава государства. — К примеру, такой вопрос. Если мы так друг с другом сегодня строим отношения, слушайте, о какой общей валюте и вхождении или объединении государств можно говорить… Надо расчистить. Этого просто быть не должно в отношениях между двумя государствами».
Александр Лукашенко привел еще один пример — доступ к госзаказам. «Все должны быть в равных условиях. И предприятия России, и Беларуси», — заявил он.
«Или промышленная кооперация, о которой мы много говорим. Или налоговый маневр, который подкинули вместо таможенных пошлин, о которых мы договаривались, что их вообще в ЕАЭС быть не должно. Не то что в Союзном государстве. Или истекли уже фактически сроки по переговорам на поставки природного газа и нефти на будущее. Куча вопросов. Которые не решаются. И мы договорились, что, решая стратегические вопросы, мы параллельно будем решать и вопросы тактического характера, которые лежат на поверхности и вопиют», — продолжил белорусский лидер.
«Потому что без решения этих вопросов и разговаривать не о чем, с нашей стороны. То есть масса проблем», — констатировал Александр Лукашенко.
«Вы должны это держать под контролем просто. И участвовать в этих переговорах как руководитель аппарата Союзного государства, — сказал Глава государства Григорию Рапоте. — Я это говорю к тому, что уже прошло столько переговоров, и вот мне сегодня докладывают… Одни обещания. Переговорная группа натолкнулась на какой-то вопрос — правительство России обещает дать, в том числе премьер Медведев, все команды, распоряжения, чтобы в комплексе решать вопросы. Потому что определена тактика ведения переговоров: пообещали — забыли, второй раз пообещали — забыли. То есть идет непонятное торможение этих процессов».
Виктория ТРИКАЛО