Ирина Павлова рассуждает о травле и цензуре

Смотрела фильм Юрия Малюгина «Я пришёл дать вам волю», про Шукшина.

Я тут уже много раз говорила, что самыми злобными цензорами друг друга были коллеги, товарищи по профессии, а вовсе не советская власть — Госкино, Обкомы и т.д.

И что самые драконовские обсуждения и решения принимали именно студийные худсоветы — достаточно поднять стенограммы этих обсуждений.

Не в смысле, что Госкино и Обкомы были цветочками и пупсиками, а в смысле, что они нервно курили рядом со студийными худсоветами.

Вот там Валера Фомин Фомин, Валерий Иванович рассказывает как раз про такое обсуждение шукшинского сценария про Разина.

Там, на этих худсоветах, такие обвинения подчас звучали, что хоть сейчас сажай. Шукшину Калину красную завалили именно на студии Горького. И Разина заваливали 3 раза. Из-за чего он и перешёл на Мосфильм.

Я не скажу, что в сильном восторге от этого сценария, но речь не о том: просто и тогда на Софью Власьевну часто творцы списывали свои собственные прегрешения, и сейчас на кровавый режим списывают продюсерское всевластие и самоволие.

Истинные причины всей травли и всех цензурных решений никому не хочется обнародовать, не хочется брать вину на себя. А Софья Власьевна и кровавый режим — очень удобные противники: бей по ним сколько хошь, им уже хуже всё равно не будет.

Кстати, на Ленфильме моей поры студийные худсоветы были самыми лояльными в СССР, там не так много было «цепных псов режима», вельможных официозных орденоносцев. А те, что были, — вроде Иосифа Ефимовича Хейфица или Григория Михайловича Козинцева, — были такие, полулиберальные интеллигенты, которые лишний раз на себя грех брать стеснялись (тоже, не всегда, но как правило). Возможно, именно поэтому на Ленфильме и смогла родиться так называемая Ленинградская школа…

Ну, и, чтоб два раза не вставать: Высоцкого в Союз писателей не принимала тоже не советская власть, а сами же товарищи-поэты, в частности, Евтушенко, который всякий раз говорил, что это, строго говоря, не поэзия, и что надо поступать в секцию поэтов-песенников, а поэты-песенники говорили, что надо писать на музыку профессиональных композиторов, а не под своё треньканье

ФБ