Время выпускников «высшей партшколы» демократии: какой будет новая Рада?

Предварительные результаты выборов в Верховную раду на Украине не принесли особых сенсаций.

По данным украинского ЦИК, убедительную победу одерживает партия президента Владимира Зеленского «Слуга народа», на втором месте «Оппозиционная платформа – За жизнь!»  Виктора Медведчука, также в парламент прошли силы старожилов украинской политики Юлии Тимошенко («Батькивщина») и бывшего главы государства Петра Порошенко («Европейская солидарность»).

Несколько неожиданным стало появление в Верховной раде партии «Голос» музыканта Святослава Вакарчука, однако здесь дело в том, что лидер группы «Океан Эльзы» долго не мог определиться относительно целесообразности политической карьеры и еще несколько месяцев назад данной силы просто не существовало.

Таким образом, в украинский парламент проходят пять политических партий, и основная интрига заключается в том, сможет ли «Слуга народа» получить абсолютное большинство, либо пропрезидентской фракции придется искать партнеров для создания правящей коалиции и формирования правительства.

Облик новой Рады

Необходимо отметить, что из 500 депутатов ВР Украины 225 избираются по партийным спискам, еще 199 – по мажоритарной системе, а 25 мест остаются вакантными, так как зарезервированы за Крымом, переход которого под юрисдикцию РФ официальный Киев пока не признает, а также за территориями Донецкой и Луганской областей, где с 2014 года существуют самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР.

Для создания коалиции в Раде необходимо набрать 225 голосов.  Вместе с тем украинский ЦИК заявляет, что «Слуга народа» может получить необходимое количество мест и без создания коалиции, так как при сохранении нынешних тенденций партия Зеленского способна завоевать 227 мандатов при необходимых 225, поскольку значительная часть мажоритариев относит себя к «слугам народа».

В преддверии парламентских выборов президент Украины Зеленский объявил, что не намерен блокироваться ни с кем из «старых» политиков, а рассматривает вариант соглашения только с партией «Голос» Святослава Вакарчука. В ответ Вакарчук отметил, что формирование коалиции – это «предмет переговоров», а практика в таких случаях показывает, что камнем преткновения становится раздел министерских портфелей, когда «хвост» (партия, получившая меньший, зачастую минимальный процент) начинает влиять «собакой», то есть реальным победителем выборов.

Очевидно, что при таком раскладе президенту Украины удастся получить относительно лояльный парламент, несмотря на то, что в Верховной раде будет мощная оппозиция «справа» в лице «Европейской солидарности» Петра Порошенко и «слева» в виде «Оппозиционной платформы – За жизнь!» Виктора Медведчука. При этом наличие «националистической» фракции Порошенко, которая будет постоянно упрекать действующую власть в «зраде», и условно пророссийской структуры Медведчука, представители которой будут посещать Москву и вести прямые переговоры с лидерами республик Донбасса, позволят Зеленскому сохранять выбранную центристскую нишу, где курс на европейскую интеграцию будет сопровождаться заигрыванием с русскоязычным электоратом юго-востока страны.

Иной важный аспект украинских выборов — это т.н. «теневая политика», то есть распределение мандатов в Верховной раде не по партиям, а по принадлежности к тем или иным олигархическим группировкам. Уже сейчас можно утверждать, что практически все украинские олигархи сформировали в составе парламента собственные депутатские группы, хотя в списках партии «Слуга народа», а также «Голоса» есть немало персоналий, не замеченных в связях с крупным бизнесом. Это выходцы из т.н. «гражданского общества», выпускники различных программ североамериканских некоммерческих фондов, прошедшие своего рода «высшую партийную школу» демократии.

Отношения с Россией и перспективы мира на Донбассе

Многие эксперты небезосновательно утверждают, что Штаты реализуют программу замещения старых коррумпированных элит постсоветского пространства на молодую, вскормленную на лугах Джорджа Сороса, поросль управленческих кадров.

При этом Россия относится к такой трансформации как к «меньшему злу», занимая нейтральную позицию либо даже поддерживает происходящие изменения, примером чего является позиция Кремля по отношению к смене власти на Украине, в Молдове, Армении.

Да и новая элита на первых порах демонстрирует большую договороспособность, нежели предыдущий правящий класс. Тот же Зеленский постоянно заявляет о готовности «найти компромисс» с президентом РФ Владимиром Путиным, в то время как бывший президент Порошенко буквально торговал русофобией, желая таким образом заслужить индульгенцию на Западе в свете далеко не самых честных финансовых операций.

Вместе с тем «обещать не значит жениться», а это предполагает, что глобально для России на украинском направлении ничего не поменяется. Москву по-прежнему будут обвинять в агрессии, а Киев продолжит проситься в Евросоюз и НАТО. Что касается Донбасса, то есть основания надеяться, что усиление позиций Зеленского приведет к реальному перемирию и прекращению бессмысленного кровопролития. Однако желание новой украинской власти «договориться» по вопросу Донбасса с президентом РФ Путиным серьезно отдаляет перспективу реинтеграции региона в состав Украины, так как договариваться нужно в первую очередь с собственным народом.

Путь к возвращению Донбасса лежит через осознание киевскими элитами внутренней природы конфликта, а также через выполнение пунктов Минских соглашений о прекращении огня, амнистию участникам боевых действий и предоставление особого статуса в составе Украины отдельным районам Донецкой и Луганской областей. Очевидно, что никакой Путин эти пункты выполнить не может и здесь вопрос как понимания сути происходящего, так и проявления политической воли со стороны украинского руководства.

В этой связи немаловажно, что с 21 июля на Донбассе началось т.н. «бессрочное перемирие», согласованное представителями Трехсторонней контактной группы в Минске. Однако уже через 12 часов, по сообщениям прессы, «вечный мир» был нарушен со стороны вооруженных сил Украины, которые обстреляли из стрелкового оружия село Новая Таврия на юге Донецкой области.

Новый президент Украины Владимир Зеленский и представители его команды постоянно твердят о том, что их приоритетом является прекращение боевых действий на Донбассе, однако за время нахождения у власти серьезных подвижек в этом направлении достигнуто не было. Сейчас, после победы на выборах в Верховную раду Зеленскому необходимо взять под контроль собственную военную машину и дипломатический блок, которые пока явно не разделяют риторику украинского лидера.

Александр Шпаковский, sputnik.by