Ищите грибы, или зачем журналисту школа

«Школа после университета? Разве тебя на журфаке всему не научили?» — пошутила  коллега, узнав, что я еду на первое занятие школы журналистики «Мастерская BY-RU».

Пошутила напрасно: эта школа оказалась настоящей мастерской живого журналистского опыта, которого пока не хватает нам, молодой газетной поросли. Опыта «полевого», порой выстраданного, часто — сдобренного набитыми шишками, и оттого более ценного, чем самая полная, но сухая теория.

Международной школе журналистики «Мастерская BY-RU» всего два года. Ее слушателями становятся молодые авторы из всех регионов Беларуси, а лекторами — именитые российские и белорусские журналисты. В этом году школа расширила свои горизонты: параллельно работали отделения в Минске и Гродно. Мэтры вели с молодыми работниками прессы диалог об основах, тонкостях и подводных камнях той профессии, которую мы только начали осваивать. Чему нас научили их университеты?

Смотреть под ноги

Наверное, мало кто знает столько «сочных» журналистских историй и баек, как руководитель Международного клуба собкоров «Комсомольской правды» Анатолий Строев. Он с ходу огорошил слушателей своей «первой заповедью журналиста»:

— Ищите грибы! То есть темы для публикаций. Они, как грибы, у вас всегда под ногами.

1

И тут же привел в пример коллегу Юрия Роста: выходя из самолета, тот увидел на взлетной полосе собаку и поинтересовался, что она здесь делает. Оказалось, ждет хозяина, давно улетевшего в другой город. Недолго думая, мужчина достал фотоаппарат и сделал снимок. Так на страницах «КП» появилась заметка «Два года ждет». После выхода газеты редакцию буквально завалили письмами: мешки не помещались в коридоре. Так журналистское слово всколыхнуло людские сердца, а верная овчарка нашла новый дом.

Анатолий Строев и сам успешный «грибник». Когда-то он буквально «споткнулся» о тему: будучи корреспондентом «районки», подфутболил в типографии брусок дерева, оказавшийся пробкой для бумажных рулонов. Бумага шла в печать, а деревяшки просто выбрасывались. Уборщица потом забирала их на растопку. А дальше — простая математика: молодой журналист узнал число рулонов в типографии и умножил его на два (столько пробок отправлялось в печку). Рассказал об этом в «Комсомолке». Там посоветовали подсчитать цифру по стране. Оказалось, ежегодно на пробки вырубали по 10 гектаров леса. Так появилась статья «Золотые пробки из дерева», а Строев стал собкором «Комсомольской правды».

Не гнаться за «лайками»

Как газетчику конкурировать со все время растущей армией блогеров и интернет-СМИ? Опираться на факты и только на факты, а не гнаться бездумно за сенсацией. В эпоху, когда благодаря интернету новостные волны захлестывают читателей, сохранить авторитет можно только подавая достоверную информацию. Это кредо именитого публициста, заместителя главного редактора «Российской газеты» Ядвиги Юферовой.

Обязанность проверить информацию, которую собираешься публиковать, была делом самим собой разумеющимся для журналистов советской закалки. Набрать нужный номер и уточнить, действительно ли то или иное событие имело место быть — казалось бы, чего уж проще? Сегодня журналистика меняется: сами работники пера все чаще черпают информацию в интернете, не удосужившись перепроверить факты. Что уж говорить о всевозможных интернет-деятелях, для которых выдать сенсацию важнее, чем сказать правду? Когда в твиттере министра культуры Франции появилось сообщение о смерти нобелевского лауреата по литературе Светланы Алексиевич, интернет-СМИ растиражировали новость мгновенно. Сама писательница в это время была в самолете. Спустившись по трапу, женщина с глубочайшим изумлением узнала, что… ее не стало. Новость, конечно же, опровергли. Аккаунт тоже оказался фальшивым. Но история получила широкий резонанс. Это и называется погоней за «лайками».

Как же удержать знамя своей профессии? Производство смыслов должно быть важнее производства «лайков», считает Ядвига Юферова.

2

Выживать

Еще лет десять назад только ленивый не кричал о грядущей «смерти» газет: зачем, дескать, они нужны, если новости в интернете появляются мгновенно? Крупным изданиям давали шанс, районки вовсе сбрасывали со счетов. Мол, они как наследники традиционной, «советской» журналистики обречены. Но идут годы — а районки живут. Более того: слышатся мнения, что в век высоких технологий выживет только местная пресса. Парадокс? Напротив, подтверждается старая как мир аксиома: новость, что у соседа упал забор, всегда интереснее засухи в Африке. Читателя «цепляет» все, что рядом — все, что касается его интересов.

Лекции о перспективах развития региональной прессы прочла главный редактор районной газеты «Навіны Старадарожчыны» Инна Кандаурова. Опытный публицист убеждена: доверие печатному слову гораздо выше, чем слову анонимного «сетевого» автора. Во всеобщей погоне за «интерактивом» именно районки остаются островками той прессы, которую до сих пор читают от корки до корки.

Ухватиться за конфликт

— Журналистская история не может жить без конфликта. Нет конфликта — нет темы, — уверен главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин. Найти такой «нерв» в позитивном событии сложнее, чем в открытом противостоянии.

Виталий Лейбин
Виталий Лейбин

Репортаж «Леша из лавры» написан по канонам православного жития. Приход к вере, настоящие чудеса и главный герой с ореолом святости — все это есть в тексте. Но и здесь не обошлось без «нерва» — противостояния монаха-бессребреника и целого полумафиозного клана «кладбищенских» бизнесменов.

Виталий Лейбин разложил по полочкам основные принципы создания качественного медиапродукта. Выбрать героя с личной историей, осмелиться задавать острые и «глупые» вопросы, не забыть дать слово второй стороне конфликта, бережно записывать речь своих героев — все эти тезисы не новы для тех, кто в журналистике не один десяток лет. А вот для молодых газетчиков это — азбука. Начинающему автору легко увлечься своим героем, идеализировать его, забыв, что восторгаться положительными чертами — значит не придать того «объема», который очеловечивает персонаж.

Остаться журналистом

Второй сезон Школы журналистики завершен. За эти месяцы перед нами прошла целая плеяда выдающихся лекторов. Для каждого из них журналистика — больше, чем профессия. Она заставляет рисковать, не считаясь с ценой — а цена очень высока. Зачем молодым черпать из опыта прошлого, если можно потихоньку нарабатывать свой? Затем, чтобы не стать поколением «обленившейся» журналистики, не съехать в дебри любительских заметок и подсмотренной в сети информации. Второе — всегда проще: копировать легче, чем создавать новое.

Сократить этот наметившийся разрыв помогают такие проекты, как Школа журналистики. Они задают планку и напоминают, что снизить ее — равносильно погубить себя в профессии. На самом деле, мало стать журналистом —нужно суметь им остаться.

Виктория ИГНАТЧИК