Либертарианцы уверены, что основную угрозу для личности несет государство. Выходит, Зеленский действует по принципу «большому кораблю – большая торпеда»?
– Девушка, вы краудфандингом занимаетесь?
– Нет, я из порядочных!
Кавээновская шутка вспомнилась неслучайно. Когда недавно в интернете появилась новость о том, что партия новоиспеченного украинского президента «Слуга народа» выбрала своей идеологией либертарианство, наверно, не одна я начала усиленно шевелить мозгами. Что за зверь? Вдруг что-то приятное? Или наоборот, опасное для нас, соседей? Надо разобраться!
При слове либертарианство на ум приходят разве что обожаемые Аль Бано и Ромина Пауэр с их пронзительным «Libertà, quanti hai fatto piangere»… Что в переводе означает: «Свобода! Скольких ты заставила плакать…» Ну да ладно, не будем о грустном. Для точной дефиниции откроем «Философский энциклопедический словарь» , выпущенный авторитетным советским издательством и вместившим в себя около 2 тысяч статей о выдающихся философах и социологах мира. Листаем страницу за страницей: ли-принцип, либерализм, Артур Либерт, либидо, Либкнехт Вильгельм, Либман Отто, лидерство, Ликей, Ли Хван, личность… Где ж притаились наши «неуловимые» украинские либертарианцы? Что ж такое они у нас под носом собираются строить! Обратимся тогда за помощью к «всесильной» Википедии. Ух ты! Горячо! Есть такая статья!
Без сто грамма не разобраться
Начнем, пожалуй, с основоположников этого направления мысли. Среди отцов-основателей либертарианства значатся «унитарий» американец Уильям Белшам, французские анархисты Жозеф Дежак и Огюст Вальянс. Известным двигателем учения числится и американский политик Дэвид Нолан, который сформировал свою идеологию, опираясь на… научно-фантастические книги Роберта Хайнлайна.
Дэвид Нолан – один из основателей Либертарианской партии США, в которой занимал различные посты, в том числе председателя комитета. Продержался, правда, всего год, но тоже опыт. .. Он неудачно провел избирательную кампанию в качестве либертарианца на выборах 2006 года в Палату представителей США, получив меньше двух процентов голосов. А через четыре года участвовал в выборах в Сенат США в Аризоне. За него проголосовали аж пять процентов избирателей от общего числа. Этот «баловень судьбы» известен тем, что создал и популяризировал диаграмму, названную в честь себя же, любимого. При помощи этого прямоугольника он проиллюстрировать утверждение о том, что либертарианство представляет собой как экономическую, так и личную свободу, что контрастирует с левым «либерализмом», который, по словам Нолана, выступает только за «личные свободы», и правым «консерватизмом», который, по мнению Нолана, выступает только за «экономические свободы».
В зависимости от воззрений на право собственности либертарианцы делятся на левых и правых.
Нолан же, спутав все карты, вывел свой, третий, вариант либертарианства, забрав все лучшее от первого и второго «экземпляров».
А вот еще интересный и обаятельный приверженец учения – Мюррей Букчин, видевший воплощение народовластия в создании муниципалитетов, при помощи которых можно было претворять в жизни идеи прямой демократии.
Он родился в Нью-Йорке в семье российских евреев-иммигрантов, и с детства был пропитан марксистскими идеями. Он присоединился к юным пионерам, молодежной коммунистической организации, в возрасте девяти лет. Прошел «эволюцию» от сталиниста, троцкиста до анархиста, одного из основателей в 1950-х годах в Нью-Йорке Либертарной лиги.
Но, пожалуй, самым известным из всех вышеперечисленных лиц является Аврам Ноам (Наум) Хомский, американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик.
Ноам Хомский родился в 1928 году в Филадельфии, штат Пенсильвания, в еврейской семье. Его родители: отец — известный гебраист, профессор Уильям Хомский из местечка Купель Волынской губернии, а мама – вот неожиданный ПОВОРОТ сюжета – Элси Симоновская родом из Бобруйска.
Хомский является одной из самых известных фигур левого крыла американской политики. Он характеризует себя в традициях анархизма (либертарного социализма), политической философии, которую он кратко объясняет как отрицание всех форм иерархии и их искоренение, если они не оправданы. Хомский особенно близок к анархо-синдикализму. В отличие от многих анархистов, Хомский не всегда выступает против избирательной системы. Он даже поддерживал некоторых кандидатов. Он определяет себя как «fellow traveler» («попутчик») анархистской традиции, по контрасту с «чистым» анархистом. Этим он объясняет свою готовность иногда сотрудничать с государством.
В книге «For Reasons of State» Хомский отстаивает идею о том, что вместо капиталистической системы, в которой люди — «рабы зарплаты», и вместо авторитарной системы, в которой решения принимаются централизованно, общество может функционировать без оплачиваемого труда. Он говорит, что люди должны быть свободны выполнять ту работу, которую сами выбрали. Тогда они смогут поступать в соответствии со своими желаниями, а свободно выбранная работа будет и «наградой самой по себе» и «социально полезной». Общество существовало бы в состоянии мирной анархии, без государства или других управленческих институтов. Работа, которая принципиально неприятна всем, если такая найдется, распределялась бы между всеми членами общества.
Зеленский не позиционировал себя на выборах как либертарианец, понимая, что это внесет еще больший хаос в политическую картину страны и не прибавит дополнительных голосов. Сегодня он уже откровенно озвучивает тезисы своей программы: священность собственности, формирование свободного рынка земли, полная автономия личности, доступ на украинский образовательный рынок иностранных учебных заведений. Есть и очень интересные «фишки», как, к примеру, легализация марихуаны и проституции. Политологи относят его к умеренному лагерю либертарианцев – минархиcтам.
А вот экономика, похоже, не его конек. На Олимп власти он взошел с мечом, который покарает коррупционеров, бюрократов и жуликов всех мастей. По сей день никто не знает о четкой, долговременной и осмысленной программе экономических преобразований молодого президента.
«Соответственно, так либо иначе, ему и его команде придется заполнять зияющее экономическое крыло некими программами, планами, кадрами. Впрочем, поскольку этот процесс серьезный, нелегкий и небыстрый, то не трудно предположить, что каких-либо существенных и глобальных инноваций в нынешней экономической политике Украины в ближайшее время не предвидится. Во всяком случае, до понимания результатов, становящихся все более актуальными, парламентских выборов», — полагает экономический аналитик Александр Рябоконь.
Выработать грамотную монетарную политику страны или остановить поток трудовых ресурсов на Запад – это вам не с шаурмой сфотографироваться и не интервью в спортзале давать. Конечно, первое время эти сюжеты будут вызывать стойкий интерес у обывателя, однако долго на таких роликах не продержишься. А тут еще и Международный валютный фонд вместе с Евросоюзом давят, грозя прекратить финансовые потоки. Если власти страны откажутся от ключевых реформ, начатых еще Порошенко, то о кредитных миллионах команде Зеленского остается только мечтать.
Анна БОРИСЕВИЧ