Отставка министра внутренних дел Игоря Шуневича стала еще одним спорным информационным поводом, которых стараниями «неправительственных» СМИ и так было слишком много вокруг этого чиновника. Благодаря этим манипуляциям для либерально настроенной публики министр Шуневич стал объектом ненависти и постоянных нападок, а для государственников-традиционалистов – символом верности офицерскому долгу.
Именно поэтому нужно попробовать беспристрастно проанализировать профессиональную деятельность Игоря Шуневича на посту министра внутренних дел, а также понять, почему главный милиционер страны стал политической фигурой, хотя соответствующих амбиций никогда не высказывал.
Почему Шуневич стал политической фигурой?
К сожалению, в многочисленных публикациях о Шуневиче, которые с завидной регулярностью появляются в эти дни, подобный анализ найти сложно, так как в основном все сводится к обсуждению отношения министра к лицам, практикующим однополые сексуальные связи либо его появлению на празднике Победы в «форме НКВД».
Причем эту «форму» и якобы одобрение министром сталинских репрессий Шуневичу не могут простить больше всего, хотя в системе Народного Комиссариата Внутренних Дел СССР помимо Главного управления госбезопасности числилось еще 10 структурных подразделений, включая Управление рабоче-крестьянской милиции, Управление пожарной охраны и даже Отдел актов гражданского состояния (ЗАГС). Таким образом, определять всех служащих Наркомата в «каратели» как минимум некорректно, особенно с учетом того, что сотрудники НКВД как раз и составили немалую часть репрессированных.
При этом Игорь Шуневич, по собственному признанию, надевал мундир советской милиции времен Великой Отечественной войны, чтобы отдать дань памяти милиционерам, погибшим в боях с нацистами и в борьбе с бандитизмом. Однако, как известно, «чем моложе активист, тем больше он пострадал от сталинских репрессий», реальную историю в таком случае знать совсем не обязательно, исходя из чего истинными побуждениями министра никто не интересовался и Шуневича записали в разряд «сталинских палачей».
Что касается пресловутых «антигейских» высказываний генерала, то здесь следует напомнить, что в Республике Беларусь отсутствуют какие-либо законодательные нормы, направленные на дискредитацию человека по признаку сексуальной ориентации. Однако в основе белорусской государственной политики находится поддержка семейных отношений, материнства и детства, поэтому усилия иностранных фондов и зарубежных посольств по созданию неких «особенных организаций», единственной целью которых является манифестирование однополого сексуального выбора, воспринимаются как вмешательство во внутренние дела. Более того, искусственное раздувание несуществующей проблемы в обществе, где 70% людей относят себя к верующим христианских конфессий, способно привести к возникновению встречных радикальных настроений, что совершенно не соответствует интересам Беларуси. Именно поэтому активность посольства Великобритании вокруг темы ЛГБТ была истолкована МВД в контексте вызовов внутренней безопасности и удостоилась соответствующей гневной отповеди.
Здесь нужно отметить, что в этом случае, как и во многих других щекотливых ситуациях, министр Шуневич не прятался за спины своих подчиненных, а самостоятельно, в открытой дискуссии объяснял действия своего ведомства, как командир брал на себя авторство и ответственность. Именно это качество Шуневича, несвойственное многим белорусским чиновникам, наряду с его порой излишней прямотой, невольно сделало министра политической фигурой на белорусском внутреннем поле.
Есть чем гордиться
Что касается конкретных профессиональных результатов, то на посту руководителя МВД у Шуневича было немало как достижений, так и негативных эпизодов. Можно встретить и разное отношение среди сотрудников, многие из которых критикуют косность системы, невнимательность к судьбе отдельного человека либо чрезмерное доверие к полиграфу при оценке служебной деятельности. Вместе с тем, представляется, что проблемы в МВД в бытность Шуневича министром сильно преувеличены как за счет активности его недоброжелателей, так и по причине стремительного развития информационного общества, когда каждый инцидент (самоубийство, коррупция и пр.) предается огласке, а при необходимости и раздувается до заоблачных размеров.
Некомплект личного состава, суициды, злоупотребления властью, коррупционные преступления, проблемы аморального поведения всегда существовали в системе белорусского МВД, как и в правоохранительных органах других стран. Само по себе наличие полицейской организации, наделенной репрессивными функциями, правом ношения и применения оружия объективно порождает эти риски, и здесь нужно вести речь о том, насколько серьезными являются негативные тенденции, и сравнивать атмосферу в белорусской милиции, криминогенную обстановку в нашей стране в динамике, а также на фоне других государств.
Если оценивать результат работы Шуневича в фокусе тенденций криминогенной обстановки, то статистика свидетельствует в пользу министра. За семь лет его пребывания на посту отмечается снижение зарегистрированных преступлений более чем на 30%. При этом очень важно, что фактически в 2 раза уменьшилось количество преступлений по статьям «кража», «грабеж», «разбой», которые направлены на завладение имуществом граждан и являются признаком уличной преступности. На сегодняшний день в общественных местах на улицах белорусских городов весьма безопасно, и это является однозначной заслугой министра Шуневича и его подчиненных. К слову, нужно признать, что и количество убийств и покушений на убийство, несмотря на их всплеск в 2014-2015 годах, существенно уменьшилось и на настоящем этапе примерно на 20% ниже уровня 2012 года.
Другим важнейшим достижением белорусской правоохранительной в бытность Шуневича главой МВД стоит назвать принятие антинаркотических декретов президента, после чего в белорусской практике исчезло позорное понятие «легальный наркотик», были разгромлены основные преступные сообщества, а их лидеры осуждены на длительные сроки заключения. Как бы кому ни хотелось представить лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, жертвами, но тот факт, что после введения декрета отмечается отсутствие суицидов, существенное снижение количества передозировок, случаев первой постановки на наркологический учет, говорит сам за себя. Кроме того, после роста количества выявленных преступлений в 2015 году (что произошло за счет снижения показателей латентности – прим. авт.) результаты прошлого года указывают на снижение «наркотической» преступности более чем на 30% в сравнении с периодом до 2014 года, то есть до принятия декрета.
В общем, министру внутренних дел Шуневичу есть за что сказать спасибо, пожелать ему крепкого здоровья, что позволит этому офицеру еще послужить на благо Республики Беларусь. Тем более, что Игоря Шуневича не «отправили в отставку», как это некоторые хотят представить, генерал сам подал рапорт президенту и отметил, что готов быть полезным на другом поприще, если родное государство поставит соответствующие задачи.
Александр Шпаковский, sputnik.by