Андрей Баранов: Это бомба, которая закладывается Литвой под границей Беларуси


НАШЕ ДОСЬЕ: Андрей Михайлович Баранов. Окончил спецшколу в Москве с углубленным изучением английского языка. Поступил в 1975 году на международное отделение факультета журналистики МГУ. В вузе выучил шведский язык. После окончания попал в АПН (РИА «Новости»), а в 1985 году пришел работать стажером в «Комсомолку», в международный отдел. В 1987 году уехал собкором в Копенгаген, где проработал три с половиной года. По его словам, именно там, в Дании, из абсолютно идеологически не окрашенного яппи он превратился в борца информационной войны и убежденного патриота. В 1997 году был отправлен в качестве собкора «Комсомольской правды» в Нью-Йорк, где проработал почти 6 лет.


Андрей Баранов приехал в Беларусь на заседании апрельской Школы журналистики «Мастерская BY-RU». Он подготовил интересный материал о составляющих аналитической журналистики, однако коллеги посчитали, что встреча со столь  известным и опытным журналистом не должна ограничиваться сугубо профессиональными вопросами. В живом и долгом разговоре успели обсудить и информационную безопасность страны, и геополитическую карту современного мира, и развал великого и могучего СССР, и строительство ядерного могильника у границ нашей страны.

img_3465

«Коллега выполнял политический заказ»

Я прочитал недавно в шведских газетах целую подборку материалов по Беларуси. Видимо, к вам приезжал оттуда корреспондент, проехался по стране и изложил потом все, что «увидел».

В публикациях говорилось, что Беларусь находится под авторитарным режимом, что с востока жадный сосед вот-вот готов ее проглотить, что страна могла быть демократической и процветала бы, если бы пошла на союз с Европой. Конечно же, наш шведский коллега выполнял определенный политический заказ.

Беларусь — одна из немногих в Восточной Европе сумела остаться сама собой, и может сегодня спокойно говорить и с Западом, и с Востоком. Она сохранила промышленный потенциал, свою историю и свою идентичность.

Стоит только проехаться по Минску, а я здесь не был с 70-ых годов, и сразу замечаешь, какой это красивый удобный город, как все здесь с толком обустроено и как комфортно для людей. Понимаю, что у вас тоже есть куча проблем, однако это вовсе не ужас, о котором пишут на Западе. Но, поверьте, вас смогут убедить в этом, если вокруг будет сплошной Белсат. Перепрограммировать людей на самом деле гораздо проще, чем мы думаем.

На Украине у меня была куча друзей, которые сегодня превратились в роботов и теперь не могут адекватно воспринимать действительность, разбираться в том, что на самом деле происходит.

img_3592
С коллегами на ОНТ

Я всегда говорю молодым журналистам, что нельзя перевирать факты, выпячивать только определенные их «грани» или рассматривать под выгодным ракурсом.

Иногда в СМИ фигурируют оценки прикормленных экспертов, тех, которые всегда скажут то, что нужно.

Кстати, есть такие спецы и по Беларуси. Их иногда приглашают на российское телевидение. Обсуждая вашу страну, они несут такую чушь, что кажется, будто бы ретранслируют Белсат.

Я помню, как в конце 80-ых годов на деньги государства, советской власти наши собственные газеты и журналы свою же собственную власть поливали, причем делали это в каком-то исступлении. Нам тогда нравилось хаять все что можно – переход на летнее время, краску для заборов, историю, политику. Кончилось все тем, что страна полетела в пропасть. Сейчас же кого ни спросишь — «а я за Ельцина не голосовал». Но тем не менее он те выборы выиграл!

Сегодня Ельцин и Горбачев в России — люди презираемые.  Памятник Ельцину в Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, вандалы не раз обливали краской. Нехорошо, конечно, но это показатель…

А как быть с литовским могильником?

Сегодня ваша соседка Литва выступает категорически против строительства Беларусью атомной станции в Островце, постоянно предъявляя претензии Минску.

В ответ ваша страна совершенно справедливо утверждает, что БелАЭС соответствует всем международным требованиям безопасности, а претензии Вильнюса «политизированы».

Но почему никто не вспоминает о том, что литовцы в 4 километрах от границы с Беларусью строят огромный ядерный могильник? В свое время, чтобы закрыть Игналинскую АЭС, Еврокомиссия приняла это спорадическое, быстрое решение. Делается все силами самих же работников бывшей Игналинской АЭС, которые не имеют ни квалификации, ни опыта создания подобных сооружений. Могильник рассчитан на 50 лет. А что будет дальше? Похоже, литовцев его будущее вообще не интересует.

Это бомба, которая закладывается Литвой под границей Беларуси.

Foto: Publicitātes attēls
Foto: Publicitātes attēls

Вот о чем надо писать, а не о мифических страхах, которые якобы связаны со строительством Островецкой АЭС!

Электроэнергия республике нужна, а Россия, как известно, является передовиком по технологии и опыту строительства АЭС. К примеру, осторожные финны с нашей помощью начинают строить уже вторую очередь атомной станции. А что говорить о странах «третьего мира», где как никогда востребованы российские специалисты. Кстати, я собрал немало материалов на тему строительства Литвой могильника для радиоактивных отходов. Заинтересует – обращайтесь, охотно с вами поделюсь.

Оказалось, еврочиновнику нечем крыть!

Иногда журналист не должен бояться сам расставлять ловушки и заставлять собеседника войти в них. Этот трюк однажды проделал после крымских событий в 2014 году. Я был приглашен на интервью к тогдашнему представителю Еврокомиссии, который был родом из Литвы.

Знал, что еврочиновник будет доводить свою позицию об аннексии Крыма, утверждать, что Россия нарушила международное право и т.д.

Готовясь к встрече, решил посмотреть, а что же Литва получила от СССР. Я был поражен всей полнотой исторической картины!

Создание Литвы по сталинскому проекту началось с началом Второй мировой. В 1939 году литовцы получили Виленский край от Польши.

В 1940 году ей «отрезали» кусок территории советской Белоруссии в районе курортной зоны Друскининкай. В январе 1941 года СССР выкупил у Германии за 35 миллионов марок ещё 8200 кв. км оккупированной немцами польской земли, так называемый Вылкавысский выступ. И это тоже было подарено советской Литве! А в 1945 году ей «отписали» немецкий Мемельский край с главным портом страны в Клайпеде.

Потсдамская конференция
Потсдамская конференция

Я все это выложил собеседнику, напомнив, что Крым в 1954 году волюнтаристским решением Хрущева отдали Украине.

Его покоробили мои аргументы, но он сдерживался, ведь беседа шла под диктофонную запись…

— Вы же в прошлом советский человек, в армии служили. Должны это помнить?

— Но это нельзя сравнивать, — с приятным прибалтийским акцентом отвечает он.

И тут я вытаскиваю свой припасенный козырь:

— В Литве, говорят, существует уголовная ответственность за одобрение советской оккупации. А как быть с территориями, которые были присоединены к Литве именно в результате «оккупации Красной Армии?» Это тоже уголовно наказуемое преступление?

И тут он неожиданно разводит руками:

— На это мне нечего ответить…

Заголовок у меня был готов «Послу Евросоюза нечего ответить»… и т.д.

Представители Еврокомиссии были очень недовольны интервью, которое вышло в «Комсомольской правде» большим тиражом и было размещено на сайте. Материал перепечатали многие издания в СНГ, но его полностью «заблокировали» за рубежом.

Еще одна ловушка для собеседника

В конце 80-ых начале 90-ых уехал собкором «Комсомолки» в Скандинавию. СССР уже оставалось жить всего ничего. И тут в Данию приезжает литовская оппозиционерка Казимира Прунскене. В огромном зале состоялась пресс-конференция.

— Вы собрались выходить из Союза в том составе, в котором вошли в СССР или в том, каким сейчас являетесь? — задаю ей прямой вопрос.

Политик покрылась красными пятнами.

— Если вы сейчас это сделаете, это будет пересмотр Хельсинских соглашений о нерушимости границ, — ответила она.

— Извините, а разве вы, выходя из СССР, не нарушает границы?

В зале пошел шум. А на следующий день почти все датские газеты мой вопрос обсуждали со всех сторон, левые издания заявили, что в заявлении тогда еще советского журналиста есть свой резон.

Я потом еще не раз «наезжал» на датчан. Показал, что они точно также используют (оккупируют) Гренландию и Фарерские острова. Вышел материал «Датская мелодия для прибалтийской скрипки» на эту тему, где провел довольно-таки аккуратные параллели. Что тут началось в СМИ! Травили неделю, говорили, какой я негодяй и что ни в чем не разбираюсь.  А в приватной беседе от тамошних политологов слышал: «Вы все правильно рассуждает, но мы не можем публично вас поддержать».

Я был и остаюсь советским человеком. Наш президент назвал развал Союза величайшей геополитической катастрофой    минувшего века, которая будет еще долго отражаться на наших судьбах.

А тогда, находясь за рубежом, таким образом я защищал свою Родину, Союз Советских Социалистических Республик.

Аналитическая журналистика всегда пристрастна, она не может быть и нашим, и вашим, и эдак, и так. Она должна всегда выражать ту или иную позицию.

img_3462

Они не станут говорить на равных!

После развала СССР бытовали убеждения, что будет мир во всем мире и с нами будут общаться, как с равными.

2000 год. Штат Миссури. Сент-Луис. Проходит второй тур дебатов кандидатов в президенты Джорджа Буша-младшего и Альберта Гора. Вижу в кулуарах знакомое лицо, Кондолизу Райс, будущую советницу Буша по вопросам нацбезопансости и Госсекретаря США.

— Доктор Райс, пару слов для интервью, — обратился к ней.

— Пожалуйста.

— Поскольку теперь мы с вами союзники и партнёры, почему бы на равных не вести диалог?

Ее глаза извергают сноп энергии.

— О каком равенстве вы можете говорить?! — возмущена госпожа Райс. — Вы разгромленная в холодной войне страна. Ваш удел — учиться демократии у нас и быть младшим партнером! Вы должны это понять и играть по тем правилам, которые мы пишем для вас!

Услышанное было большим потрясением для меня, холодным душем. Я понял, что это вечная конкуренция и что Америка сделает все, чтобы Россия, как некогда Советский Союз, не предложила миру альтернативу развития. И они пока не готовы говорить с нами на равных!

Ангелина СВЕТЛОВА