После президентских выборов в Украине ожидается передел властной системы
Кино закончилось. Зрители украинского предвыборного шоу высоко оценили сыгранную кандидатом в президенты Владимиром Зеленским роль слуги народа, отдав ему 73 процента голосов. Сам кандидат, услышав результаты, обещал обойтись без пафоса. Эта внушительная цифра достигнута в рамках сценария, по которому Зеленский провел свою избирательную кампанию. Но на реальной политической сцене Украины отношения власти куда более сложны, переплетены и уж точно не отличаются подобной консолидированностью. И в первую очередь существующая пока еще на бумаге партия «Слуга народа» должна обеспечить новому президенту контроль в Раде. Другие политики, имеющие за собой мощные партии, наверняка этому воспротивятся. Олигархи, почувствовав запрос общества на свежее лицо, возможно, потянутся. Так или иначе, чтобы воплотить выраженные в голосовании большие ожидания, Зеленский должен заставить властную систему работать на себя. Аверс Зеленского, на котором крупными буквами было написано — «Я не политик», очень скоро обернется обратной стороной. И вот тут уже начнется жизненный политический сценарий, который покажет нам реального, а не сценарного президента Зеленского.
Впрочем, одна тенденция уже очевидна. Те, кто принимает решения, оказываются во все большей зависимости от настроений людей, общественного мнения. Это общемировая тенденция, которую можно назвать медиатизацией политики.
До этого политическая элита жила в своем особом мире, и эта ее отстраненность и удаленность все больше раздражали людей.
В медийном приближении благодаря расширению медийного пространства все недостатки небожителей на политическом Олимпе стали видны как через увеличительное стекло. А последние кризисы мировой политики — и Украина стала их самым ярким проявлением — еще больше высветили цинизм и оторванность политической элиты от реальных проблем.
С точки зрения избирателя, Зеленский — свежее лицо. Этого пока достаточно, чтобы отдать ему большинство голосов в противовес старым и скомпрометировавшим себя политикам. Особенно в Украине, где главной проблемой остаются коррупция и война, расколовшая страну на восточный и западный лагерь. Зеленский, безусловно, новый человек в плане имиджа. Но в то же время давайте говорить прямо — это нужный человек, на которого делает ставку определенная группа интересов. Нужный человек — это тот, кто обладает востребованными в данный момент качествами. Это политический продукт, который стал модным. И Зеленский в ходе предвыборной кампании доказал эту востребованность и модность. В нем каждый видит свое. И только одного в нем пока не видели — политика.
Политический опыт — дело наживное. Без опоры — силовой, парламентской — новому президенту очень трудно будет что-то сделать.
Очень многое зависит от того, будет ли в парламенте сильная президентская коалиция. Ведь Украина — парламентско-президентская республика. Президент в этой системе по-прежнему главная карта, но не единственная. Так что самое интересное, даже больше чем до выборов, — впереди.
И еще. С избранием Зеленского проект «Майдан» если не признан обанкротившимся, то, во всяком случае, не принесшим украинцам никакой пользы. С этим и связан запрос на новые фигуры. Уже на первом своем брифинге в день выборов Зеленский обещал новую команду и новый план действий в Донбассе. Дословно из сказанного: «Мы будем идти в минском направлении, чтобы прекратить огонь». Президент Александр Лукашенко также подтвердил, что Беларусь «всегда была и останется для Украины предсказуемым партнером, надежным соседом и добрым другом». Так что какие бы перемены ни переживала соседняя страна, а фундаментом наших отношений были и остаются братские связи украинцев и белорусов. И этот сценарий тоже пишет жизнь.
Нина Романова, «СБ. Беларусь сегодня»